В чем выгода от статуса малого и среднего предприятия

Сегодня мы подготовили статью на тему: «в чем выгода от статуса малого и среднего предприятия», а Анатолий Беляков подскажет вам нюансы и прокомментирует основные ошибки.

Содержание
  1. В чем выгода от статуса малого и среднего предприятия
  2. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса
  3. Особенности налогообложения и бухучета на среднем предприятии
  4. Какой бизнес следует относить к среднему? Критерии среднего предприятия
  5. Критерий №3. Доход от реализации товаров (работ и услуг)
  6. Запрет на плановые проверки предприятий среднего бизнеса
  7. Субъект среднего предпринимательства: особенности и преимущества
  8. Какие компании относятся к субъектам среднего предпринимательства
  9. Субъектами среднего бизнеса могут быть организации и ИП
  10. В чем состоят преимущества субъекта среднего предпринимательства
  11. Компания среднего бизнеса вправе получать дотации от государства
  12. Предприятие среднего бизнеса может платить налоги по упрощенной системе
  13. Самые популярные рекомендации в Системе Юрист в этом месяце
  14. Преимущества, которые дает статус малого предприятия

В чем выгода от статуса малого и среднего предприятия

Малые и средние предприятия имеют как преимущества, так и недостатки, которые отличают их от крупных. К преимуществам относятся:

  • финансовая поддержка со стороны государства ;
  • возможность применять упрощенную систему налогообложения ;
  • налоговые, бухгалтерские и иные льготы ;
  • дополнительные гарантии при проверках ( сокращенный срок проверок и даже полное освобождение от плановых проверок при определенных условиях) .

Все эти преимущества установлены на законодательном уровне и прежде всего в Федеральном законе от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ). Кроме того, малый размер таких компаний сам по себе означает и ряд организационных преимуществ .

Недостатки ведения бизнеса в форме малых и средних предприятий не связаны с какими-либо дополнительными обязанностями, а вытекают из самого размера предприятия. К таким недостаткам часто относят то, что малые и средние предприятия:

  • имеют незначительный масштаб деятельности (если размер дохода превышает определенные лимиты, предприятие теряет статус малого или среднего);
  • менее конкурентоспособны по сравнению с более крупными компаниями;
  • вызывают у контрагентов и клиентов сомнения в своей надежности;
  • зачастую не могут получить кредит, поскольку банки не уверены в их платежеспособности.

Государственная поддержка малого и среднего бизнеса

Небольшие компании, как правило, ограничены в денежных средствах. Поэтому прежде всего государство помогает им финансово – в основном за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов ( ст. 17–25 Закона № 209-ФЗ ). На эти цели выделяют:

  • субсидии, то есть бесплатную и безвозвратную финансовую помощь ( ст. 78 БК РФ );
  • бюджетные инвестиции ( ст. 80 БК РФ );
  • государственные и муниципальные гарантии ( ст. 115 БК РФ ).

Субсидии можно потратить на приобретение основных средств, оснащение рабочих мест, возмещение затрат по кредиту, аренду, сырье и материалы и другие цели, которые необходимы для бизнеса. Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2014 г. № 1605 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства.

Также предприятия малого и среднего бизнеса могут получить государственное и муниципальное имущество, например земельные участки, здания, нежилые помещения, оборудование, транспортные средства, инвентарь, инструменты. Такое имущество они могут получать в долгосрочное пользование безвозмездно или на льготных условиях, в том числе по льготным ставкам арендной платы, или в собственность ( ст. 18 Закона № 209-ФЗ ).

Кроме того, такие предприятия вправе пользоваться ( ст. 20 Закона № 209-ФЗ ):

  • консультационными услугами;
  • компенсацией затрат на оплату этих услуг.

Государство создает информационные системы и сайты для информационной поддержки малого и среднего бизнеса, а также поддерживает их в сферах:

  • образования;
  • инноваций и промышленного производства;
  • ремесленной, внешнеэкономической и сельскохозяйственной деятельности и т. д.

Финансовая и имущественная помощь осуществляется на основе специальных федеральных, региональных и муниципальных программ.

Возможность применять упрощенную систему налогообложения – одна из главных выгод для малого и среднего бизнеса ( гл. 26.2 НК РФ ). Дело в том, что при ее применении предприниматели платят ( п. 2 ст. 346.11 НК РФ ):

  • налог на прибыль (кроме доходов, которые облагаются по ставкам, предусмотренным пунктами 1.6 , 3 и 4 ст. 284 НК РФ);
  • налог на имущество (кроме налога на объекты недвижимости, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость);
  • налог на добавленную стоимость (кроме налога за ввоз товаров на территорию России, а также уплачиваемого по ст. 174.1 НК РФ ).

Чтобы перейти на упрощенную систему налогообложения, необходимо направить уведомление в налоговый орган по месту нахождения организации ( п. 1 ст. 346.13 НК РФ ).

Форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 2 ноября 2012 г. № ММВ-7-3/[email protected] «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения». Зявление можно направить в электронной форме на основании приказа ФНС России от 16 ноября 2012 г. № ММВ-7-6/[email protected] «Об утверждении форматов представления документов для применения упрощенной системы налогообложения в электронной форме».

Чтобы перейти на эту систему со следующего года, нужно направить извещение не позднее 31 декабря календарного года ( ст. 346.13 НК РФ ).

Вновь созданное предприятие уведомляет налоговую инспекцию не позднее 30 календарных дней с даты постановки на налоговый учет. Это можно сделать и сразу при подаче документов для регистрации малого или среднего предприятия.

Если доходы предприятия превысят 60 000 000 руб., оно утрачивает право пользоваться упрощенной системой налогообложения ( п. 4 ст. 346.13 НК РФ ).

Для малых и средних предприятий закон предусматривает ( ст. 7 Закона № 209-ФЗ ):

  • упрощенное ведение налогового и бухгалтерского учета ( информация Минфина России от 3 июня 2015 г. № ПЗ-3/2015 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности»);
  • упрощенное составление бухгалтерской, финансовой и статистической отчетности;
  • особые гарантии участия в госзакупках ( ст. 30 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», постановление Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»);
  • льготный порядок расчетов за приватизированное государственное и муниципальное имущество ( постановление Правительства РФ от 18 декабря 2008 г. № 961 );
  • упрощенные формы налоговых деклараций и упрощенный порядок ведения кассовых операций для малых предприятий ( указание Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства»).

Нет тематического видео для этой статьи.

 

Рекомендации о том, как правильно организовать бухучет, а также использовать кассовый метод учета доходов и расходов малому бизнесу, содержит приказ Минфина России от 21 декабря 1998 г. № 64н (применяется в части, не противоречащей Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Закон ограничивает срок и общую продолжительность проверок предприятий малого бизнеса. А с 1 января 2016 года и вовсе установлен мораторий на проведение плановых проверок для большинства малых предприятий .

Так, срок проведения выездных плановых проверок, которые проводят контролирующие органы, не может превышать:

  • 50 часов в год – для малого предприятия;
  • 15 часов в год – для микропредприятий.

На это указано в части 2 статьи 13 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ).

Ограничения сроков в отношении малых предприятий действуют только при плановых выездных проверках. При внеплановой проверке действует не специальное, а общее ограничение – до 20 рабочих дней.

Чтобы доказать, что время на проверку в этом году уже исчерпано, необходимо предъявить журнал учета проверок, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. № 141 . Журнал нужно прошить, пронумеровать и удостоверить печатью предприятия (при наличии печати) ( ч. 10 ст. 16 Закона № 294-ФЗ ).

См. также:  Отмываем гарь от любимой посуды быстро и просто

На выездные проверки налоговых органов и внебюджетных фондов эти сроки не распространяются ( ст. 89 НК РФ , ст. 35 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»).

С 1 января 2016 года вступил в силу запрет на плановые неналоговые проверки малых предприятий. Он продлится до конца 2018 года ( ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ ).

На внеплановые проверки этот запрет не распространяется. Их будут проводить, как и раньше (письма ФАС России от 12 августа 2015 г. № АК/41908/15 , Генпрокуратуры России от 23 октября 2015 г. № 2-9265-15 ).

Мораторий на проведение проверок преследует определенные цели – развитие малого бизнеса и сокращение препятствий для его деятельности.

Вместе с тем, из этого запрета установлены три исключения.

1. От проверок не освобождаются малые предприятия, которые по итогам последних трех лет нарушали требования, предусмотренные законом. Так, организация войдет в ежегодный план проверок, если ( ч. 2 ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ ):

  • вступило в силу постановление о назначении административного наказания за грубое нарушение КоАП РФ , имели место дисквалификация или административное приостановление деятельности;
  • принято решение о приостановлении или аннулировании лицензии малого предприятия;
  • с даты окончания проверки, по результатам которой вынесено такое постановление или принято решение, прошло менее трех лет.

На практике это означает, что:

  • организацию, которая за указанный период не нарушала закон, нельзя включать в план проверок и проводить их ( ч. 2 ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ );
  • если организация, не нарушавшая закон, обнаружила себя в плане проверок, она может написать заявление об исключении из плана ( ч. 3 ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ ).

Порядок подготовки ежегодного плана проверок и внесения в него изменений установлен постановлением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Форму заявления об исключении из плана проверок, порядок его подачи и перечень прилагаемых документов определяет постановление Правительства РФ от 26 ноября 2015 г. № 1268 «Об утверждении Правил подачи и рассмотрения заявления об исключении проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя из ежегодного плана проведения плановых проверок и о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 489».

2. Не освобождаются от проверок малые предприятия, которые действуют в определенных сферах, а именно в ( ч. 1 ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ ):

  • здравоохранении;
  • образовании;
  • социальной сфере;
  • сфере теплоснабжения и электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Перечень таких видов деятельности определен постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. № 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью».

 

3. Запрет на проведение проверок не затрагивает надзор в области:

  • промышленной безопасности и пожарного надзора предприятий, которые эксплуатируют производственные объекты I или II класса опасности;
  • безопасности гидротехнических сооружений в отношении организаций, эксплуатирующих сооружения I или II класса опасности;
  • обеспечения радиационной безопасности;
  • использования атомной энергии и т. д.

Все виды надзора, на которые не распространяется указанный запрет, называет часть 6 статьи 26.1 Закона № 294-ФЗ.

Это связано с тем, что такая деятельность может создавать угрозу жизни и здоровья граждан и требует постоянных проверок, которые нельзя ограничить или запретить.

Особенности налогообложения и бухучета на среднем предприятии

В данной статье рассматриваются критерии среднего предприятия, какими льготами они наделены. Определяются также преимущества и недостатки среднего предпринимательства.

Какой бизнес следует относить к среднему? Критерии среднего предприятия

Статусы малого предпринимательства и среднего очень близки по определению. Общая особенность – представители такого бизнеса не выходят за пределы установленных критериев и могут пользоваться упрощенной системой отчетности. К субъектам среднего (и малого) предпринимательства (МСП) следует отнести:

  1. Физических лиц:
  • индивидуальных предпринимателей (ИП),
  • крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ).
  1. Юридических лиц – учреждения коммерческого характера и потребительские кооперативы.

Важно! В этом перечне нет ни государственных предприятий, ни муниципальных и унитарных.

К наиболее распространенным средним предприятиям относятся:

  • производители товаров народного потребления;
  • строительные организации;
  • салоны мобильной связи;
  • торговые фирмы и компании;
  • частные медицинские клиники и центры;
  • фирмы в сфере IT-технологий;
  • турагентства.

Все средние предприятия должны пройти регистрацию и значиться в едином государственном реестре. Чтобы фирма или компания могла называться средней, она должно соответствовать нескольким условиям.

Состоит признак из двух частей:

  1. Общая доля всех участников не больше четверти (25%) уставного капитала (складочного капитала, паевого фонда). Это ограничение не касается активов, которые принадлежат инвестиционным фондам; имущества инвестиционных товариществ в целом.
  2. Суммарное участие в капитале не должно быть выше 49 процентов. Это касается:
  • иностранных предприятий;
  • организаций, не субъектов МСБ.

Ограничение не касается тех хозяйственных обществ и партнерств, которые применяют на практике и внедряют результаты интеллектуальной деятельности.

Численность персонала предприятия среднего находится в таких пределах (человек):

В расчет принимается среднесписочное количество в прошлом календарном году. Читайте также статью: → «Расчет среднесписочной численности работников (примеры, формула расчета)». Определения ее нужно принимать во внимание всех, в том числе:

  • совместителей (пропорционально отработанных ими часов);
  • сотрудников структурных подразделений;
  • лиц, заключивших с предприятием соглашения гражданско-правового характера.

Критерий №3. Доход от реализации товаров (работ и услуг)

Доход, полученный фирмой в прошлом году, не должен быть выше 2 миллиардов рублей. Но он не может быть меньше 800 млн. – это критерий для предприятия малого. Сумма дохода учитывается без НДС. Она содержится в налоговой декларации за прошедший год. Чтобы доход подсчитать правильно, необходимо учесть все виды поступлений.

Средние предприятия определяют сумму на основе декларации по Единому налогу на вмененный доход (ЕНВД) и налогу на прибыль. Читайте также статью: → «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций (ПБУ 18/02)». Это свидетельствует о том, что статус среднего предприятия уже не нуждается в подтверждении дополнительными документами.

Вместо суммы дохода может фигурировать балансовая стоимость активов – важная часть валюты баланса.

По отдельным отраслям экономики допускаются различные показатели по численности сотрудников. Даже если она меньшая, чем предусмотрено общим критерием, бизнес относится к среднему. Размерность средних предприятий в различных отраслях народного хозяйства отображена в таблице:

Рекламная и туристическая деятельность, издание газет и журналов редко нуждаются в значительной численности работников. Поэтому, хотя предприятия задействуют меньшее количество работников, чем предусмотрено критерием, они относятся к средним.

Средний бизнес наделен многими преимуществами по сравнению с крупным. В частности, он обладает:

  1. Большей свободой в выборе решений и быстрым приспосабливанием к новым условиям работы.
  2. Эффективностью и незамедлительностью в выполнении необходимых управленческих действий.
  3. Сравнительно невысокими операционными расходами.
  4. Исключительным качеством адаптироваться к местным условиям, учитывая все их особенности.
  5. Относительно низкой потребностью в первоначальном капитале.
  6. Высоким уровнем личной мотивации собственников.
  • не зависят от разработанной на длительную перспективу обширной производственной программы;
  • не обременены многочисленным персоналом, что требует непростых навыков управления;
  • проще перестраивают свою рыночную стратегию при появлении новой «ниши».

Преимуществ много, но и слабые стороны существенные. Среди них выделяется:

  1. Сезонное колебание спроса на продукцию и объем продаж.
  2. Жесткая конкуренция и угроза поглощения со стороны больших компаний.
  3. Значительное количество законов и положений, сковывающих и замедляющих работу.
  4. Преграды при получении лицензий и патентов.
  5. Частая нехватка оборотных денежных средств.
  6. Большая вероятность финансовых потерь и провала бизнеса, особенно во время кризиса.
  7. Недоверие со стороны банков, что сказывается на возможности получения кредита.
См. также:  Шторы для дачного дома

Важно! Средний бизнес наряду с малым – идеальное начало для предпринимателей с небольшим стартовым капиталом.

В федеральных и целевых программах предусмотрены такие виды поддержки деятельности средних предприятий:

  • информационная рассылка;
  • подготовка необходимых для обучения материалов;
  • организация семинаров, курсов, тренингов.
  • бизнес-инкубаторов;
  • фондов для развития предпринимательства;
  • позитивной среды для формирования бизнеса.
  • правового регулирования;
  • бухгалтерского сопровождения.

Упрощение порядка получения лицензий и подготовки разрешительных документов

  • субсидиями;
  • грантами;
  • льготами и компенсациями.

 

Чтобы уменьшить внешнее управленческое давление на предприятия, государство пошло на некоторые уступки. Они предусматривают упрощение порядка отчетности, денежных расчетов и оформления работников, что рано или поздно послужит поводом для выхода многих предпринимателей из тени.

Поэтому пользоваться льготой могут только средние предприятия отдельных отраслей экономики

Льготные условия действительны на протяжении 5 лет

Важно! Льготы, которые касаются ведения бухгалтерского учета, на АО и ООО с доходами свыше 800 млн. рублей не распространяются. Для таких компаний обязательной частью работы являются аудиторские проверки.

Такого рода послабления не просто улучшают условия для ведения бизнеса, но и оказывают прямую финансовую поддержку. Особо важны субсидии, возмещающие часть затрат предприятия:

  • по договорам лизинга;
  • на уплату процентов банку по кредитам или займам.

Предусматривается субсидия в сумме до полумиллиона для начинающих предпринимателей. Согласно Федеральной программе, актуальной до 2020 года, малому и среднему бизнесу предоставляются не только безвозмездные пособия, но и гранты.

В вопросах уплаты налогов средние предприятия проигрывают по сравнению с малыми. Далеко не все могут воспользоваться преимуществами упрощенной и патентной систем оплаты налогов. Пределы по доходу и численности позволяют внедрять УСН только на предприятиях отдельных отраслей. А ПСН возможна лишь для индивидуальных предпринимателей.

Перейти на оплату ЕНВД можно только при наличии не больше 100 сотрудников. Читайте также статью: → «Переход на ЕНВД с УСН». Позитивно, что нет ограничений по годовому доходу от реализации. Выплаты по указанным системам налогообложения существенно меньше, чем по общей системе (ОСН). Местные власти вправе уменьшать в пределах своей территории ставки налогов. Для фирм на ЕНВД возможно понижение вдвое – до 7,5%, для УСН – до одного процента с шести.

Важно! Отдельные округа могут применять на своей территории почти нулевое налогообложение для МСБ.

Запрет на плановые проверки предприятий среднего бизнеса

Подобный запрет (надзорные каникулы) установлен на два года: с января 2016 и до конца 2018 годов. Органам контроля (государственного и муниципального) запрещено проводить плановые поверки всех предприятий МСБ. В фирму не придут гости и не станут проверять:

  • состояние противопожарной безопасности;
  • насколько уровень санитарного состояния отвечает нормативам;
  • лицензию на деятельность.

Но это относится только к плановым проверкам. Внепланово работники контролирующих органов обязательно придут с инспекцией, если у них появятся сведения о том, что фирмой нарушаются законодательные нормы.

Кроме того, предусмотрены исключения, полный список которых содержит в Федеральном законе 294-ФЗ. Но и тут есть небольшой нюанс: срок проведения проверок не должен составлять больше 50 часов в год.

Такие льготы помогают предприятию развиваться, что является плюсом. Минус состоит в том, что недобросовестные предприниматели могут нарушать санитарные нормы и правила пожарной безопасности, что рано или поздно обернется неприятностями для потребителей и бедствием для фирмы.

Налоговые проверки и ревизии приостановлены на три года (с января 2016). Но «надзорные каникулы» затрагивают только те предприятия, у которых работает меньше 100 человек, а выручка меньше 800 млн. рублей.

Пример №1. В фирме работает 202 сотрудника, доход за год (без НДС) составляет 1900 млн. руб.. Такая фирма является средним предприятием. Об этом свидетельствуют оба критерия.

Пример №2. Предприятие имеет такие показатели выручки от реализации и средней численности персонала за последние три года:

Субъект среднего предпринимательства: особенности и преимущества

Субъект среднего предпринимательства определяют по уровню годового дохода и числу работников. В чем преимущества статуса компании среднего бизнеса.

Какие компании относятся к субъектам среднего предпринимательства

Субъект среднего предпринимательства — это компания, у которой:

  • количество сотрудников за последний отчетный год находилось в пределах от 101 до 250 человек;
  • годовой доход за последний отчетный год был не выше 2 млрд руб (постановление Правительства РФ от 4 апреля 2016 г. № 265). С 1 августа 2016 года доход определяют согласно законам РФ о налогах и сборах. При определении выручки учитывают все виды деятельности компании среднего бизнеса и налоговые режимы, которые она применяет.

Субъектами среднего бизнеса могут быть организации и ИП

К компаниям среднего бизнеса могут принадлежать:

  • общества с ограниченной ответственностью,
  • акционерные общества,
  • хозяйственные партнерства,
  • производственные кооперативы,
  • потребительские кооперативы,
  • крестьянские или фермерские хозяйства,
  • ИП (ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ).

Доля участия иных лиц в уставном капитале ООО не должна быть выше 25%:

  • суммарного государственного или муниципального участия;
  • участия общественных или религиозных образований;
  • участия фондов, за исключением случаев, когда доля включена в активы инвестиционных фондов.

Для иностранных организаций или компаний, которые не относятся к малому и среднему бизнесу, ограничение доли участия в компании среднего бизнеса составляет 49%.

На некоторые случаи эти лимиты не распространяются.

Субъект среднего предпринимательства утратит свой статус, если вырастет число работников или увеличится годовой доход, а для ООО также — изменится величина доли участия иных лиц.

В чем состоят преимущества субъекта среднего предпринимательства

Согласно закону № 209-ФЗ субъекты среднего предпринимательства обладают правом на ряд льгот:

  • получать экономическую поддержку со стороны государства;
  • применять упрощенный налоговый режим;
  • пользоваться налоговыми и бухгалтерскими льготами.

Компания среднего бизнеса вправе получать дотации от государства

Государство оказывает финансовую поддержку предприятиям среднего бизнеса. Обычно средства выделяют из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов (ст. 17–25 Закона № 209-ФЗ). Субъект среднего бизнеса может получить:

  • субсидии (ст. 78 БК РФ);
  • инвестиции из бюджета (ст. 80 БК РФ);
  • государственные и муниципальные гарантии (ст. 115 БК РФ).

 

Компании среднего бизнеса получают финансовую помощь от государства в рамках постановления Правительства РФ от 30 декабря 2014 г. № 1605. Помимо средств, субъект среднего предпринимательства может получить:

  • государственное и муниципальное имущество, например, объекты недвижимости, технику и т. п. (ст. 18 Закона № 209-ФЗ);
  • консультации, затраты на которые смогут компенсировать за счет государства (ст. 20 Закона № 209-ФЗ).

Также предприятиям среднего бизнеса оказывают информационную поддержку.

Предприятие среднего бизнеса может платить налоги по упрощенной системе

Если доход субъекта среднего предпринимательства не выше 60 млн руб., компания вправе использовать упрощенный режим налогообложения (гл. 26.2 НК РФ). Применение такого режима освобождает налогоплательщика от некоторых выплат (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

Для перехода на такой налоговый режим компании среднего бизнеса нужно обратиться в налоговую инспекцию по месту своему нахождения (п. 1 ст. 346.13 НК РФ). В инспекцию направляют уведомление по утвержденной форме (приказ ФНС России от 2 ноября 2012 г. № ММВ-7-3/[email protected]). Это нужно сделать до 31 декабря, тогда в следующем году субъект среднего бизнеса сможет платить налоги по упрощенной системе. Компания может направить уведомление в электронном виде (приказ ФНС России от 16 ноября 2012 г. № ММВ-7-6/[email protected]).

Кроме того, субъект среднего предпринимательства обладает возможностью вести в упрощенном режиме налоговый и бухгалтерский учет, а также имеет еще ряд льгот (ст. 7 Закона № 209-ФЗ).

Самые популярные рекомендации в Системе Юрист в этом месяце

Восемь опасных условий договоров аренды, услуг и подряда
Смотрите, какие условия суды чаще всего оценивают по-разному. Возьмите в договор безопасные формулировки таких условий. Используйте позитивную практику, чтобы убедить контрагента включить условие в договор, а негативную – чтобы убедить отказаться от условия.

Как судиться с приставами: алгоритм работы
Оспаривайте постановления, действия и бездействие пристава. Освобождайте имущество от ареста. Взыскивайте убытки. В этой рекомендации все, что нужно: четкий алгоритм, подборка судебной практики и готовые образцы жалоб.

См. также:  Нестандартные планировки квартир

Как налоговая на самом деле проверяет сведения в ЕГРЮЛ
Читайте восемь негласных правил регистрации. Основано на показаниях инспекторов и регистраторов. Подойдет для компаний, которым ИФНС поставила метку о недостоверности.

20 новых правовых позиций судов о взыскании судебных расходов
Свежие позиции судов по неоднозначным вопросам взыскания судебных расходов в одном обзоре. Проблема в том, что множество деталей до сих пор не прописано в законе. Поэтому в спорных случаях ориентируйтесь на судебную практику.

Обзор практики по уведомлению контрагентов
Отправляйте уведомление на сотовый, по e-mail или бандеролью.

Преимущества малого предприятия очевидны. Однако необходимо проанализировать, просчитать все плюсы и минусы, возникающие в каждом конкретном случае.

С принятием Федерального закона от 24.07.07 №209-ФЗ (Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ) изменились критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства юридических и физических лиц. Появился новый критерий отнесения к среднему предпринимательству юридических и физических лиц, а так же новая категория субъектов малого предпринимательства – микропредприятия.

Критерии, которым должно соответствовать малое предприятие

Согласно ст. 4 Закона от 24.07.07 №209-ФЗ к категориям субъектов малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее – индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц – суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;

б) до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до 15 человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Предусмотренные предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства – это условие вступает в силу с 1 января 2010 года.

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, а именно, средняя численность работников либо выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год.

 

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных выше, в течение двух календарных лет, следующих один за другим.

Вновь созданные организации, или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, и крестьянские (фермерские) хозяйства, в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения, указанные выше.

Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений, указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия.

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

В Федеральном Законе от 24.07.07 №209-ФЗ предусмотрены применение специальных налоговых режимов, упрощенное ведения учета и упрощенное составление бухгалтерской, статистической, налоговой отчетности.

Все льготы определяются законами различного уровня, либо иными нормативно-правовыми актами РФ.

Применение общего режима налогообложения малыми предприятиями

Малые предприятия, находящиеся на общем режиме налогообложения имеют право:

• вести бухгалтерский учет по упрощенной форме, согласно ст. 5 Федерального закона от 21.11.96 №129-ФЗ (Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ) «Закон о бухгалтерском учете». На основании чего был принят Приказ Минфина РФ от 21.12.98 №64н (Приказ Минфина РФ от 21.12.1998 N 64н) , которым были утверждены Типовые рекомендации. Рекомендации продолжают действовать, хотя они уже морально устарели.

• не применять ПБУ 18/02 (Приказ Минфина РФ от 19.11.2002 N 114н) и не отражать в бухучете постоянные и временные разницы и соответствующие им постоянные и отложенные налоговые активы и обязательства, что значительно облегчает работу бухгалтера.

• не проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности и вправе представлять в составе годовой отчетности только бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках.

• при сумме выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость за каждые три последовательных календарных месяца не превышает в совокупности 2 млн. руб. получить освобождение от НДС (п. 2 – 3 ст. 145 НК РФ (Статья 145 НК РФ) ).

• применять кассовый метод учета доходов и расходов по налогу на прибыль, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила 1 млн. руб. за каждый квартал.

• не платить авансовые ежемесячные платежи по итогам квартала, если за предыдущие четыре квартала доходы от реализации не превышали в среднем 3 млн. руб. за каждый квартал.

Применение УСН малыми предприятиями

Малые предприятия, имеют право выбрать упрощенную систему налогообложения, соблюдая критерии при которых:

• доход организации не превышает 15 млн. руб. за 9 месяцев предшествующих переходу на УСН;

• остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов не превышает 100 млн. руб.;

• доля непосредственного участия других организаций в капитале налогоплательщика составляет не более 25% (кроме общественных организаций инвалидов);

• средняя численность работников не превышает 100 человек.

При переходе на УСН налогоплательщик имеет право выбрать объект налогообложения «доходы» по ставке 6% от суммы доходов, либо «доходы минус расходы» по ставке 15% от разницы между суммой доходов и суммой расходов, принимаемых в целях налогообложения.Переход налогоплательщика на УСН освобождает его:

• от уплаты налога на прибыль, налога на имущество, ЕСН, налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также исполнения обязанностей налогового агента по налогу на добавленную стоимость.

• от ведения бухгалтерского учета, за исключением учета основных средств и нематериальных активов.

В статье использованы документы:• Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.00 №117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.00).

• Федеральный закон от 24.07.07 №209-ФЗ (Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ) “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” (принят ГД ФС РФ 06.07.07). В ред. от 18.10.07.

Елена Матафонова, главный бухгалтер, аудитор ООО “РАДИОЦЕНТР”

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дизайн интерьера и ремонт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: