Сегодня мы подготовили статью на тему: «ландшафтный дизайн – архитектура открытых пространств», а Анатолий Беляков подскажет вам нюансы и прокомментирует основные ошибки.
Ландшафтный дизайн – архитектура открытых пространств
Художник, прежде чем приступит к выполненью
Готовым видит все свое произведенье,
Вот так и вы должны уже заранее знать,
Что будет где расти, цвести и глаз пленить.
Как рядом выглядит такой с таким- то цветом,
И что у нас цветет весной, зимой и летом,
И как все разместить, чтоб зимостойкий сад
Благоухал, и цвел, и радовал ваш взгляд.
Жак Делиль. “Сады”, 1782 г.
Все чаще мы сталкиваемся с понятием ландшафтный дизайн. Ландшафтный дизайн – это, прежде всего, преобразование природной среды с использованием практического и теоретического опыта, с учетом эстетических качеств и мировоззрения людей.
Какие основные принципы планирования местности? Совместимость растений и основы гармоничных композиций. Способы преобразования среды, объемные функции и свойства пространства – это вопросы, на которые чаще всего люди ищут ответ, сталкиваясь с таким понятием, как ландшафтная архитектура.
Ландшафтный дизайн для современного человека играет важную роль, так как его результаты непосредственно влияют на эмоциональное состояние, здоровье. В последние годы ландшафтный дизайн становится популярнее, потому что все больше людей желают видеть вокруг себя благоустроенное пространство и живописный вид. Положительные чувства помогают человеку справляться с трудными ситуациями, а природная гармония помогает найти душевный покой и равновесие…
Анастасия Васейкина, ландшафтный архитектор,
Открытые архитектурные пространства как особый объект проектирования
Большинство архитектурных проектов содержат решения различного рода площадей, улиц, парковых ансамблей, жилых территорий и т.д. Иногда такие решения разрабатываются как самостоятельная тема, в других работах они служат обоснованием композиции гражданских или промышленных сооружений. Но во всех случаях это специфические объекты проектирования — открытые архитектурные пространства, к которым относятся самые разнообразные пространственные ситуации, полностью или частично не имеющие ограждений (стен) и покрытий, и потому непосредственно подверженные прямым природно-климатическим воздействиям (ветер, осадки, температура воздуха и т.п.). Различают ландшафтные (природные) открытые пространства (сельскохозяйственные территории, парки, акватории и т.п.), городские (улицы, площади, жилые дворы и т.д.), специальные открытые сооружения (стадионы, технические площадки).
Предназначены эти пространства для таких видов деятельности, где прямое воздействие погодных условий либо необходимо, либо не является существенной помехой (сельскохозяйственные угодья, рекреационные зоны, уличная транспортная сеть и т.п.). Вместе с тем в среде населенных пунктов, прежде всего в городах, они являются необходимым дополнением к “закрытым” интерьерам зданий и сооружений, поскольку обеспечивают утраченную в интерьерах связь горожанина с природой.
Среда открытых пространств обычно отличается от среды интерьеров особыми способами организации функции и облика:
- а) большие размеры — не меньше, чем на порядок — обуславливают специфические условия восприятия (размытость дальних планов, “условность ограждений”, “кулисное” построение глубинной композиции), новое ощущение масштаба пространства;
- б) ландшафтные компоненты: зелень, небосклон, играющие весьма активную роль в формировании облика;
- в) функция в открытом пространстве становится комплексной (главная улица — как коммуникационный канал, общественно-торговый центр и символ города одновременно).
Все эти особенности делают проектирование открытых пространств самостоятельным разделом средового дизайна.
К архитектурным открытым пространствам относятся те объекты, в проектировании которых сознательно учитываются их художественные особенности — включения зданий, сооружений, специальная, с пониманием роли эстетического начала, обработка объемов и поверхностей, составляющих пространственные решения и т.д., поэтому в эту категорию, прежде всего, включают, помимо специальных ландшафтных и инженерно-природных образований (парки, плотины и т.п.), все открытые городские пространства.
В теории и практике проектирования для этого объекта нет устоявшегося термина. Его называют “фрагмент городской среды”, “урбанистическое пространство”, “внешнее городское пространство”, “городской ландшафт”, “городской интерьер”, “градостроительный ансамбль” и т.д. Каждый из этих терминов определяет явление со своих позиций, однако их смысл в соответствующем контексте всегда понятен. Наиболее широкими рамками обладают три из них: открытые (городские) пространства, “городская среда” и “городской интерьер”, поскольку точнее других определяют “средовую” сущность объекта.
“Всякое здание участвует в создании двух пространств: внутреннего, которое полностью определяется архитектурным произведением, и внешнего, или урбанистического пространства, заключенного между этим произведением и другими, близлежащими. Архитектурное пространство мы продолжаем ощущать в городе, на улицах и площадях, в переулках и парках, на стадионах и скверах — повсюду, где творчество человека ограничило “пустоты”, т.е. создало замкнутое пространство. все то, что зрительно ограничено какими-либо завесами, будь то стены зданий, или ряды деревьев, или синь моря”.
Сказанное позволяет уяснить сущность понятия “городское пространство” — это целостно и изнутри воспринимаемый конкретный фрагмент открытого архитектурного пространства, в котором часть реальных ограждений (плафон, стены) заменены условными (небосвод, панорама и т.д.). Развитием этого термина является понятие “городская среда” — как единство архитектурных свойств этих фрагментов с их характерным предметным наполнением и эмоциональной окраской. Это улицы, площади, жилые дворы, бульвары, промтерритории и т.д., обладающие свойствами среды, т.е. обжитые, освоенные горожанами, обеспечивающие соответствующие “местные” виды городской деятельности. Совокупность этих фрагментов, складывающихся в городскую среду в целом, определяет образ жизни всего города.
Своеобразным синонимом термина “городская среда” является понятие “городской интерьер”, появление которого совпало с усилением тенденций “глобального” многоцелевого благоустройства открытых пространств в современном городе, насыщения его разного рода оборудованием, декоративными и художественными элементами, приближения их по уровню оснащенности к интерьерам зданий и сооружений, что позволяет, при необходимости, “стирать грань” между пространствами открытыми и “закрытыми”, создавая единую непрерывную ткань нужной человеку среды обитания.
Нет тематического видео для этой статьи.
Отличие городского интерьера от обычного состоит в сочетании элементов, которые поддаются авторской обработке в процессе “конструирования изолирующей среды”, и элементов, включающихся в средовое произведение только зрительно— небосклона, фрагментов пейзажа, перспектив улиц, панорам. Естественно, что при этом основная задача архитектуры — “изолировать, ограничить какими-либо вещественными материальными формами известную часть пространства”2 — существенно усложняется: “пунктир” материальных форм, вычленяющих открытое городское пространство, должен быть достаточно выразительным, чтобы выполнить свое предназначение, должен гармонировать с изображениями, возникающими в неизбежных разрывах, а размещение и конфигурация этих разрывов должны согласовываться с градостроительными законами, лежащими вне закономерностей формирования материальных объектов.
Размытость границ, определяющих специфику тех или иных форм открытого пространства, делает создание городского интерьера особой областью архитектурнодизайнерского творчества, стоящей на грани между градостроительным и объемным проектированием. Оперируя одновременно с “дальними” и “ближними” градостроительными пространствами, архитектор-дизайнер должен свободно ориентироваться в комплексе функциональных и художественных факторов их планировочной организации, задумывая формы и конструкции ограждений и заполнение “своего” пространства, должен обладать знаниями, необходимыми для проектирования различных зданий и сооружений, объектов городского дизайна и оборудования, элементов ландшафтной архитектуры.
Формирование городского интерьера подчиняется закономерностям прямого зрительного восприятия, как это имеет место в интерьерах зданий; однако его масштабы, формы, особенности развития гораздо ближе к исходным параметрам градостроительных образований — районов, зон, — цельное и единовременное восприятие которых затруднено или невозможно. Это положение усугубляется многоплановостью самого понятия “интерьер”, которое в равной степени можно отнести и к отдельному помещению, и к их связке, и к совокупности впечатлений от всех внутренних пространств здания. Та же многозначность наблюдается при описании городского пространства.
Простейшей формой городского интерьера следует считать единичный, относительно изолированный фрагмент города, который зритель в состоянии воспринять единовременно. Таковы площадь, перекресток улиц, двор, отрезок магистрали.
Комбинации отдельных объектов зритель осваивает разновременно, “порциями”. Если при этом сохраняется активная связь прямых впечатлений от этих пространств, возникает следующая разновидность городского интерьера — система объектов, образующих несравнимый с исходными новый образ. Так воспринимается сложенный из отдельных площадей и линейных отрезков ансамбль центра Санкт-Петербурга.
Самый сложный уровень в этой иерархической последовательности — впечатление от района или города в целом. Синтетический “образ города” возникает при слиянии полученных в разное время представлений о всех его крупных ансамблях, характерных уголках, природных пейзажах.
“Ярусная” структура восприятия среды города (отдельный фрагмент — вычлененная композиция локальных пространств — облик города в целом) — весьма существенная черта его архитектурно-дизайнерской организации. Однако при всей сложности проектного прогноза ее высшей формы — “образа города” — надо помнить, что суммируется он из вполне поддающихся вычленению и анализу самостоятельных “атомарных” актов средового формообразования, охватываемых двумя “нижними” уровнями восприятия городского интерьера.
Пространственное строение городской среды составляется из множества средо-вых объектов и систем и практически повторяет сформированную по законам архитектуры и градостроительства структуру открытых пространств города (“каркас”, образованный уличной сетью, ландшафтной опорой, расположением общественных центров, и “ткань” — застройка, здания и сооружения, заполняющие ячейки “каркаса”).
Функциональная типология форм городской среды в целом калькирует общесре-довые закономерности (объекты и системы производственные, жилые, рекреационные, общественных центров, коммуникационные русла и узлы), но тектонические особенности строения открытых пространств, их масштаб вносят сюда свои коррективы.
Во-первых, большинство “городских интерьеров” сливаются, “перетекают” друг в друга, составляя непрерывную цепь разных “полей деятельности” и впечатлений. Это ставит перед проектировщиками специальные задачи:
- а) уметь “разделить” средствами архитектуры и дизайна облик соседних, сливающихся вместе пространств;
- б) знать приемы “соединения”, гармонизации не только функциональных процессов, но и впечатлений от разных, но примыкающих друг к другу уголков города;
- в) уметь организовать совокупность рядом лежащих фрагментов города как единую функциональную и художественную композицию, со своими акцентами и кульминациями.
Во-вторых, размер даже “стандартных” цельных открытых пространств столь велик, что в их границах, помимо прямых функций (например: коммуникация, торговля), всегда появляются дополнительные (отдых, информация) со своим наполнением; при этом для зрителя главным в облике площади становится не ее общее ограждение (застройка), а предметное наполнение ближнего плана, формирующее данную функциональную зону. Кроме того, большой размер городских пространств диктует и особые приемы его дизайна — от организации водостока до приемов освещения.
В третьих, прямое воздействие на городскую среду погодных условий предопределяет, помимо активного использования в ее благоустройстве т.н. ландшафтного дизайна и связанных с ним малых архитектурных форм, корректировку микроклимата среды с помощью планировочных средств и объемных устройств (ветрозащитных стенок, солнечных “ловушек” и т.п.), что требует особых дизайнерских знаний.
Наконец, специфика городской среды предопределяет использование в дизайне ее предметного наполнения большого количества единых для всего города стандартных решений и элементов — из соображений экономических и эстетических (единый дизайн общих для всего города деталей среды помогает соединить в ансамбль разнородные интерьеры города).
Таким образом, функционально-художественные разновидности фрагментов города гораздо богаче их “архитектурной” номенклатуры, т.к. бесчисленность видов контекста градостроительных ситуаций (от исторических кварталов до новой застройки) даже близких по строительным параметрам объектов порождает нестандартность, множественность форм предметного наполнения этих пространственных ячеек и приводит к появлению совершенно несхожих архитектурно-дизайнерских средовых композиций.
В результате образ городской среды — этот символ своеобразия города или его района — складывается как калейдоскопическая непрерывно меняющаяся картина, вобравшая в себя и архитектурные, и природные приметы города, стиль и темп его жизни, меру и завершенность убранства и благоустроенности его улиц и площадей.
Особенности ландшафтного проектирования открытых пространств
Облик и художественный образ пространства
Понятие “облик” и “образ” существенно различаются: облик реален, в то время как образ духовен, виртуален. Облик – внешний вид формирующих пространство застройки, ландшафтный дизайн, малых архитектурно-ландшафтных форм; образ – художественно осмысленное отражение облика в психике человека.
Информативность облика пространства. При формировании пространств выделяются визуальные акценты – пространственные ориентиры и фон, на котором они воспринимаются. Человек фиксирует внимание на ярких, нестандартных объектах ландшафтного дизайна и мало внимания обращает на фон. Композиционные акценты в ландшафтном проектировании создают систему знаков в пространстве, хорошо запоминающихся и обеспечивающих ориентацию ландшафтного дизайна. Они должны иметь характерный, индивидуальный облик, с
тем чтобы ассоциироваться с тем или иным местом.
Важное значение имеют “знаки места” – узнаваемые элементы ландшафтного дизайна, которые ассоциируются с ним и отличают его от других мест. Иногда достаточно одного обладающего яркой индивидуальностью, объекта ландшафтного дизайна, чтобы облик пространства ассоциировался с ним.
Обычно существует система “знаков”, которые помогают ориентироваться в пространстве. Это – совокупность архитектурных, ландшафтных особенностей участка, оборудования, элементов ландшафтного дизайна, благоустройство территории и озеленения, цветочного оформления, произведений монументального искусства.
Индивидуальность облика пространства характеризуется его оригинальностью (пробуждается первичный интерес), разнообразием (поддерживается устойчивый интерес). Оригинальность облика обеспечивается существенным отличием от
привычных представлений. Разнообразие облика обеспечивается разнообразием пространственных форм в ландшафтном дизайне, их конфигурации, размеров, цвета, фактуры, ракурсов восприятия.
Художественный образ пространства формируется из впечатлений, которые остаются у людей в результате его визуального восприятия. При этом человек корректирует получаемые зрительные образы с помощью логического мышления, знаний и опыта, объединяет разрозненные впечатления в целостный образ ландшафта.
Эмоциональная выразительность пространства. Человек не только использует пространство ландшафта, но и эмоционально воспринимает и оценивает его.
Эмоциональная выразительность пространства – способность вызывать у человека переживания (радость, гордость, уверенность, печаль и т.п.). Это хорошо понимали в древности при формировании таких устойчивых во времени пространств
ландшафтного дизайна, как площади и улицы. Еще в половине I в. до н. э. Витрувий в “Десяти книгах об архитектуре” указывал на то, что размеры форума должны быть согласованы с количеством городских жителей. Позднее А. Палладио отмечал, что главная площадь должна иметь такие размеры, чтобы “соответствовать достоинству граждан и их количеству”.
Исследованиями установлены особенности эмоционального восприятия ландшафтных пространств разной величины. Для интимного общения оптимальны площадки с габаритами 5-10 м; для общения в малой группе – 10-15 м (различаются выражения лица); для коллективных игр, универсальных контактов – 20 – 30 м (узнается лицо, хорошо видны движения человека); для массовых действий, манифестаций – 100-150 м (различаются фигуры).
Пространства площадью до 1 га чаще всего воспринимаются защищенным
убежищем; 5 га и более – производят ощущение торжественности, величия (Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге); более 30 га – воспринимаются как чрезмерные. Но можно получить и другое эмоциональное впечатление от тех, же пространств. Должны учитываться не только размеры, но и пропорции пространства, его конфигурация. Пространства, имеющие примерно одинаковые размеры длины и ширины, кажутся устойчивыми, статичными. Пространства вытянутые, в которых длина в 2-3 раза превышает ширину, приобретают динамические качества, побуждают к движению вдоль длинной оси.
Необходима дифференциация геометрических параметров и визуальных характеристик пространств, учитывающая цель и особенности поведения людей.
Особые требования предъявляются к формированию пространств культовых объектов и ландшафтных комплексов, мемориалов, других памятных мест высокой
духовности. Для них важно создание специфических пространств – выделение адаптационного пути и собственно сакрального пространства. Установлено, что оптимальный эффект достигается при соблюдении определенных геометрических параметров этих пространств и при обеспечении их соответствующей информативности.
Композиционно организованное пространство ландшафтного дизайна должно представлять собой упорядоченную целостность, визуально согласованную с окружением. При этом используются разные способы сопоставления, чередования, иерархической соподчиненности элементов ландшафтного дизайна, из которых формируется пространственная композиция ландшафтного дизайна. С их помощью строится геометрия пространств, пластика застройки и земли, формируются цветовые и светотеневые характеристики среды.
Глава 1 История садово-паркого искусства
Глава 2 Малые формы в ландшафтной архитектуре
Список использованных источников
«Живые строительные материалы» – вода, растительность, камни, почва, особенности природного рельефа и животного мира, используемые в ландшафтной архитектуре.
Ландшафт – природный территориальный комплекс, состоящий из взаимодействующих природных или природных и антропогенных (искусственных) компонентов. Ландшафт характеризуется единством геологической платформы, климата и истории развития.
Ландшафтная архитектура – это архитектура открытых пространств, отрасль градостроительства, цель которой – формирование благоприятной внешней среды для жизнедеятельности и отдыха населения в городах, пригородных зонах, сельской местности с учетом функциональных, эстетических и технико-экономических требований [3].
Ландшафтный дизайн – искусство и практические действия по озеленению, благоустройству, организации садово-парковых насаждений, газонов, горок, применению малых архитектурных форм в зелёном строительстве. Главная задача ландшафтного дизайна — создание гармонии, красоты в сочетании с удобствами использования инфраструктуры зданий, сглаживание конфликтности между урбанизациоными формами и природой, зачастую от них страдающей.
Ландшафтная композиция – главный элемент ландшафтного дизайна, в графическом исполнении включает планировку, зонирование, размещение элементов озеленения.
Малые архитектурные формы – небольшие по размеру элементы украшения садов, к ним можно отнести скульптуры, вазы, вазоны, постаменты, скамьи, трельяжи, крупные камни и другие атрибуты садового и паркового украшения.
Во внешнем облике дома, в его архитектуре отражается целая эпоха, культурные и духовные ценности многих поколений, нравы и традиции того или иного народа и, конечно, индивидуальные черты владельца – его характер, темперамент, социальный статус. Те архитектурные образы и ансамбли, которые были созданы по законам Красоты и способны вызывать у зрителей яркие эмоции и чувства, – спустя столетия продолжают жить в сознании людей как символы городов, стран и древних цивилизаций.
Древнеримский архитектор и военный инженер Витрувий
В век технического прогресса, ускоренного развития науки и техники, роста городов, возрастания психических нагрузок на личность человеку просто необходима эмоциональная разрядка. Огромную роль в этом играет общение с окружающей средой. Знакомство с миром удивительных прекрасных форм, обилием теплых разнообразных спектров цвета и зелени не оставляет равнодушным, звуки журчания, падения капель и потоков воды о камни, рева порогов и водопадов надолго не оставляют нас.
Зачастую, вспоминая эти незабываемые моменты жизни, хочется приблизить полюбившиеся уголки природы к себе, радовать свой взгляд, созерцая их. Именно по этой причине все большей популярностью пользуются созданные на небольших территориях отдельные ландшафты горного пейзажа, хвойного леса, успокаивающей водной глади, цветовых пятен. Современные технологии, фантазия, креативность мысли, творческий подход и любовь к своему делу помогут превратить участок земли в прекрасный уголок наслаждения природой.
Выигрыш от общения с природой невозможно оценить в денежном выражении, зато его можно реально почувствовать на себе. Вы будете себя хорошо чувствовать, находиться в прекрасном настроении и благодатной моральной атмосфере.
1 Глава. История садово-паркого искусства
Ландшафтная архитектура – это особый вид архитектурной деятельности, при котором возможно создание и формирование лесопарков, парков, садов, скверов, бульваров, районов отдыха и так далее, то есть мест, пригодных и благоприятных для жизни, деятельности и отдыха человека.
Основной характерной особенностью ландшафтного дизайна и архитектуры в целом являются «живые строительные материалы» – вода, растительность, камни, почва, особенности природного рельефа и даже животного мира.
Главная задача при создании ландшафтных композиций – гармонично соотнести и употребить эти материалы в совокупности с искусственной средой. В зависимости от этого созданный ландшафт каждый сезон будет динамично развиваться и приобретать новую, загадочную и удивительную форму.
Ландшафтная архитектура – это мультидисциплинарная область, включающая в себя географию, математику, науку, инженерию, искусство, садоводство, технологию, общественные науки, политику, историю и философию. Работы ландшафтного дизайнера могут распространяться от создания общественных парков и бульваров, предполагающие планирование корпоративных зданий офиса, проект жилых помещений и гражданской инфраструктуры до управления большими глухими площадками или восстановлением ухудшившихся пейзажей, типа шахт или свалок. Ландшафтные дизайнеры работают со всеми типами структур и открытых пространств – большими или маленькими, городскими или сельскими, и с «твердыми» / «мягкими» материалами, гидрологическими и экологическими проблемами.
Широта профессиональных задач, над которыми работают ландшафтные дизайнеры, очень велика, в частности:
Планирование, форма, размер и расположение новых застроек;
гражданский дизайн и общественная инфраструктура;
управление водными устройствами, включая сады дождя, зеленые крыши и обработка заболоченных мест;
средства обслуживания отдыха – такие как поля для гольфа, тематические парки и спортивные средства обслуживания;
жилые области, промышленные зоны и коммерческие застройки;
шоссе, структуры транспортировки, мосты и транспортные коридоры;
городской дизайн, город и городские площади, береговые линии, пешеходные зоны и места для стоянки;
городские зоны регенерации;
лес, туристические или исторические пейзажи и ценные исторические сада и исследования сохранения;
бассейны, дамбы, электростанции, улучшение добывающей промышленности или основных индустриальных проектов;
экологическая экспертиза и оценка пейзажа, советы по планировке и предложения по использованию земли.
Самый ценный вклад часто делается в самой ранней стадии проекта в производстве идей и приложению таланта и творческого потенциала к использованию области.
Впервые термин «ландшафтная архитектура» появился чуть больше чем сто лет назад, но это не означает, что история ландшафтного искусства такая короткая. Своими корнями она уходит в далекое прошлое и имеет богатый опыт и бесценное наследие, которое дошло до наших дней. Первые садовые и полевые опыты (приблизительно 10 тысяч лет назад) возникли в долинах Междуречья, где появились одни из первых очагов коренного земледелия. Затем появились Эфиопский, Среднеазиатский, Индийский, Китайский, Среднеземноморский, Индонезийский, Западносуданский, Мексиканский, Перуанский очаги земледелия. Так возникли первые антропогенные ландшафты (это ландшафт, созданный человеком или природный ландшафт подвергнувшийся сильному изменению). Затем эти очаги земледелия стали и основными населенными центрами и люди больше внимания стали уделять эстетической части ландшафта. Создавались сады для отдыха и целые комплексы озеленения, однако, стоит учитывать, что это делалось преимущественно знатными особами или в религиозных целях.
Древнейшие из известных садов находились в Египте. Они принадлежали знатным вельможам либо фараонам, либо жрецам. Это были регулярные сады с бассейнами, декоративными насаждениями и зонами для отдыха. Уже тогда начали применяться эффектные элементы ландшафтного планирования, например «Аллеи сфинксов», аллеи из пальм. Нельзя не упомянуть известные всему миру Висячие сады Семирамиды в Южном дворце Вавилона, которые считаются одним из семи чудес света. Строительство их велось приблизительно в VII веке до н. э. На месте раскопок были обнаружены массивные кирпичные столбы, на которых, по всей видимости, находились сами сады.
Относительно больше информации имеется об античном мире градостроительства, ландшафтной архитектуры и садоводства (VI века до н.э. – IV века н. э.).
Гармоничное сочетание сооружаемых городов с природным ландшафтом нельзя не отметить, так как создается впечатление, что они взаимно дополняют друг друга. Акрополи, театры, форумы, террасы агор как бы вырастают из ландшафта. Умело используются открытые пространства для создания площадей, рассчитанных на большое количество людей. Например, Афинский акрополь выглядит как скульптурное завершение скалы, на которой он расположен.
Существуют упоминания о садах Александрии, Олимпии, Афин и других городах. Особенностью их ландшафтного виденья можно считать стремление повторить природные контуры композиций, постараться не вмешиваться в природную красоту и ничего не нарушать.
Греки также умело использовали вертикальное планирование своих площадей – агор. Они рассекали пространство с помощью низких подпорных стенок, протяженных лестниц, и изящных границ зданий. Иногда вдоль улиц ставили статуи выдающихся людей (например, статуя Афины Промахос на Афинском Акрополе и знаменитый Колосс Родосский).
Римское садово-парковое искусство отличается от греческого многими элементами, например, они использовали монументальные и грандиозные конструкции ландшафтной архитектуры в композициях, то есть они как бы старались «подчинить природу». Многочисленные виллы у состоятельных людей включали большое разнообразных декоративных работ: фонтаны, каскады воды, разбитые цветники, искусство стрижки деревьев и кустарников, перголы, крытые аллеи, декоративная скульптура, скамьи и многое другое. Широким был и ассортимент сажаемых кустарников, деревьев, цветов.
Свидетельством высокого развития ландшафтной архитектуры может являться тот факт, что на рубеже нашей эры родственник императора Августа Агриппа возвел в Риме большие термы (банные комплексы) с садами, построил около 700 бассейнов, 500 фонтанов и акведуки. Даже до сих пор многие мосты и акведуки служат для транспортных перемещений. Многие приемы создания регулярных садов, парков, работ с землей, растениями и водными конструкциями берут начало в античности и служат основой создания искусственной среды. Таким образом, можно сказать, что античная и эллинистическая эпоха оказало огромное влияние не только на страны Европы, но и на многие другие регионы мира.
В огромных масштабах ландшафтную архитектуру создавали римляне. Римский архитектор Витрувий (2-ая половины I века до н. э.), известный как автор «Десяти книг об архитектуре» — единственного полностью дошедшего до нас античного архитектурного трактата, описал множество деталей, которые до сих пор используют ландшафтные архитекторы. Интерес к проектированию сада, как и интерес к другим видам искусства, угас и не возродился вплоть до Ренессанса, когда появились выдающиеся работы, такие как, например, вилла д’Эсте и Тиволи.
Сад эпохи Возрождения разрабатывался на протяжении XVI и XVII веков, достигнув высшего расцвета в работах Андре ле Нотра в Во-ле-Викомт и Версале. В XVIII веке центральным местом разработки нового стиля ландшафтного проектирования стала Англия. Такие фигуры, как Уилльям Кент, Хамфри Рептон и знаменитый Ланселот Браун преобразовали великолепные парки английский имений. Новые сады являлись чистой и ясной версией природы.
Ландшафтная архитектура – архитектура открытых пространств, в формировании которых главная роль отводится природным элементам, а также элементам внешнего благоустройства.
Специфическими материалами ландшафтной архитектуры являются рельеф, различные зеленые насаждения, вода и малые архитектурные формы. Фактически не создавая зданий, ландшафтный архитектор оперирует зданиями как составляющими частями своих пространственных объектов, создает предпосылки их композиционного и функционального решения.
Ландшафтная архитектура является развивающейся областью современной архитектуры, категорией, означающей деятельность по пространственной организации среды обитания человека.
Развитие отрасли ландшафтной архитектуры как архитектуры открытых пространств, расширение спектра ее задач и объектов привели к формированию в ней абсолютно самостоятельных направлений:
- ландшафтная архитектура;
- ландшафтное планирование;
- ландшафтный дизайн.
Ландшафтная архитектура помимо традиционных объектов включает в себя также:
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
- формирование среды в масштабе регионов и стран, то есть ландшафтное планирование;
- организацию окружения человека, синтез природных элементов, художественных форм и деталей благоустройства, то есть ландшафтный дизайн.
Ландшафтная архитектура стала логическим продолжением садово-паркового искусства. Но в отличие от последнего охватывает более широкую область, которая связана с организацией любых открытых пространств и преобразованием природы человеком. На сегодняшний день ландшафтная архитектура включает в себя садово-парковое искусство, предшествовавшее ей исторически.
Рисунок 1. Ландшафтная архитектура. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Ландшафтное проектирование и ландшафтная архитектура связаны с решением градостроительных, социальных, экологических и множества других проблем. Связаны они также и с рядом других научных дисциплин.
Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!
Основные понятия ландшафтной современной архитектуры опираются на понятия фундаментальных наук о Земле, в том числе отрасли географии – ландшафтоведения.
Архитектурный ландшафт представляет собой ландшафт, который сформировался под влиянием целенаправленной архитектурной и градостроительной деятельности. Архитектурный ландшафт представлен зданиями, сооружениями, природными компонентами. Всегда в нем ярко проявляются региональные природные особенности. Облик современных поселений предопределен их расположением в равнинной или гористой местности, наличием водоемов, лесов, климатическими особенностями.
Городские, сельские, мемориальные, рекреационные и иные ландшафты формируют архитектурно-ландшафтную среду.
Методологической и теоретической основой развития понятий и представлений о задачах, методах, объектах современного архитектурно-ландшафтного творчества является система в подходе, принципы целостности архитектурно-ландшафтной среды как объекта архитектуры.
Цели ландшафтной архитектуры можно сформулировать следующим образом:
- функционально-пространственная организация жизненной среды человека;
- преобразование ландшафтов с охраной их природной индивидуальности;
- эстетика внешнего благоустройства.
Задачи ландшафтной архитектуры расширяются. На это оказывает значительное влияние развитие экологии. В ландшафтной архитектуре выделяются три группы основных задач по отношению к ландшафтам:
- охрана;
- преобразование или формирование;
- восстановление или рекультивация.
В природоохранной сфере в теории ландшафтной архитектуры актуальной стала разработка базовых основ по управлению преобразованием окружающей среды.
Сегодня ставится задача охранять не только уникальные памятники природы, садово-паркового искусства, но и заложить природоохранные принципы в основу формирования любого архитектурно-ландшафтного объекта. Данные принципы заключаются в следующем:
- охрана, улучшение начальных природных данных при проектировании ландшафтов;
- совершенствование архитектурно-ландшафтного объекта в процессе функционирования по определенной программе;
- учет возможностей динамики связей «объект-среда»;
- учет изменений общей природно-антропогенной ситуации.
Можно сделать вывод, что основная цель архитектурного ландшафта – найти некий компромисс между необходимостью преобразовывать и использовать природные ландшафты и максимальным их сохранением.
Рисунок 2. Ландшафтная архитектура. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Для систематизации архитектурно-ландшафтных задач, определения их иерархии, соподчиненности, затем определения принципов и методов решения данных задач, важно сформулировать обоснованную с научной точки зрения типологию объектов. Типология – это не просто классификация объектов и элементов, а также метод научного познания и изучения закономерностей развития объектов, появления новых типов.
При выделении отдельных элементов пространственной архитектурно-ландшафтной организованной среды, можно говорить об архитектуре зданий, сооружений, городов, сел, зон отдыха и иных объектов. При этом любой объект архитектуры рассматривается не изолированно от природных предпосылок формирования и функционирования.
Новым представлением в ландшафтной типологии стало представление о ландшафтной среде. Она считается целостным объектом архитектуры, системой антропогенных и мало преобразованных природных ландшафтов. Таким образом, при типологии исходят из концепции целостности системы открытых пространств, выступающих объектами ландшафтной архитектуры, а также ландшафтного проектирования.
Исходя из системно-экологических позиций, все элементы окружения должны находиться в поле зрения архитектора, даже не являющиеся объектами ландшафтной архитектуры. Следует учитывать, что они могут стать таковыми и, следовательно, должны учитываться во взаимодействии всей системы.
Объекты архитектурно-ландшафтные имеют два уровня классификации:
- группа объектов архитектуры и градостроительства, в которой ландшафтные вопросы рассматриваются параллельно экономическим, социальным, планировочным и многим другим, здесь ландшафтный архитектор выступает соавтором;
- группа объектов, где ландшафтные аспекты являются основными, а ландшафтный архитектор выступает ведущим специалистом, определяющим программу и методы решения данного объекта.
Так и не нашли ответ
на свой вопрос?
Просто напиши с чем тебе
нужна помощь