Конструктивизм. особенности стиля и его отличие от функционализма

Сегодня мы подготовили статью на тему: «конструктивизм. особенности стиля и его отличие от функционализма», а Анатолий Беляков подскажет вам нюансы и прокомментирует основные ошибки.

Конструктивизм. Особенности стиля и его отличие от функционализма

Если рассматривать все минималистические стили архитектуры, то конструктивизм является самым востребованным в истории Советского Союза. По канонам конструктивизма в нашей стране возводились здания, поскольку это направление опиралось на следующие «киты»: утилитарность и полезность.

Конструктивизм в этом плане имеет много общего с функционализмом, что также отражается и во временных рамках, в которых он был популярен у нас и за рубежом, но при этом у двух стилей имеются и свои отличия.

Если говорить коротко, то конструктивизм предполагал создание функциональных, и в то же время красивых, высокопарных зданий, которые, несмотря на свой минималистический вид, обладали очень мощными формами.

Конструктивисты старались достичь «бесшовности» в облике зданий. Невзирая на разбиение на различные сегменты, напоминающие геометрические фигуры, дома в стиле конструктивизма выглядели как одно целое, неделимое, словно атом, что и выступает основным отличием от функционализма, где такой подход считался бесполезной мишурой.

Фрагменты, которые все же выделялись в фасадах и иных участках зданий, не выпадали из общей канвы, смотрелись неотделимо, что отличало конструктивизм от функционализма, где экстерьер здания вполне мог обособляться на разные участки и группы.

Конструктивизм всегда поражал своими размерами. Порой здания в этом стиле выглядели действительно огромно.

В данном стиле стекло, бетон, металл и пластик являются своеобразными инструментами в руке художника, которыми он творит новое здание.

Стилевые решения конструктивизма подчас простые и блеклые, невыразительные, бесцветные. Для разнообразия в них вплетается металл и стекло, что помогает сделать их более изысканными и интересными.

Формы конструктивизма действительно могут быть разными. Здесь нет никаких запретов. Однако странных спиралей или каких-то слишком специфичных решений вы тут не найдете. Все изменения форм укладываются в определенный спектр, границы которого узки, но при этом здания всегда отличаются какими-то своими чертами, не похожими друг на друга.

Главное отличие функционализма от конструктивизма: функционализм использует минималистические формы и ограниченные материалы лишь по причине их удобства, функциональности, а конструктивизм использует их с целью творческого выражения, креативности.

Из всех минималистичных (или интернациональных) стилей, конструктивизм особенно крепко прижился на территории Советского Союза. В своей идеологии он превозносит концепцию утилитарности искусства, творчества для пользы, гармонии.

В истории архитектуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства новое течение не возникает на пустом месте. В этом плане модерн для конструктивизма стал отправной точкой, их объединило стремление к ясно спроектированной композиционной основе.

На рубеже 19-20 веков сторонники ар-нуво выбрали в роли основополагающей формы волнистую линию, представители модерна из Англии и Австрии – квадрат и прямоугольник. Улучшенная производственная технология и набирающие популярность материалы – бетон, железо, стекло – усилили позиции конструктивистов в архитектуре.

Первыми объектами в новой стилистике можно назвать стеклянный павильон для лондонской Всемирной выставки (1851 г.) и Эйфелеву башню, возведенную для такого же мероприятия в Париже в 1889 г.

Начало направлению было положено, но только советские архитекторы в 1920-х годах полноценно оформили идею в теорию, реализовали ее в строительстве и ввели в обиход термин-название. Поэтому стиль конструктивизм считают созданным именно в России. Вот так, к примеру, выглядел проект павильона Советского Союза на парижской выставке в 1925 году.

Страна жила в переходный период между военным коммунизмом и НЭПом. Социальное расслоение проявилось, в числе прочего, в эстетических представлениях: напускной нэпмановской роскоши класс пролетариата противопоставил осознанный аскетизм одежды, домашней обстановки, внешнего вида зданий.

Простые формы вызывали ассоциации с новым стилем отношений между людьми – демократическим. В теории конструктивизма первостепенной провозглашали полезность вещи, которая являет собой голую конструкцию “без балласта изобразительности” (слова архитектора А. Веснина). Произведения искусства, напротив, считались лишь предметами ненужной роскоши и результатом напрасного труда. Естественно, что привычные пространственные композиции и внешний декор ушли на второй план.

Архитекторы конструктивизма – братья Веснины, Моисей Гинзбург, Константин Мельников, Илья Голосов, Иван Леонидов, Владимир Татлин – сформулировали функциональный метод проектирования. В его основе лежал тщательный анализ функционирования жилых и промышленных строений. Под каждую функцию подбиралась самая рациональная форма (объемно-планировочное решение). В этой концепции строили рабочие клубы, автобусные парки, универмаги, дома-коммуны.

На волне увлеченности новым течением создавались самые невероятные проекты городских сооружений, воспевающие устремленность советского государства в будущее. Среди них выделились два подхода.

Сторонники радикального конструктивизма предлагали экстравагантные и экспериментальные работы, редко доходящие до реализации.

Таковы подвесной ресторан Василия Симбирцева, летающий город Георгия Крутикова, стеклянные павильоны Константина Мельникова, башни Эля Лисицкого, увенчанные широкими “горизонтальными небоскребами”. Проект института им. Ленина авторства Ивана Леонидова объединил шарообразную аудиторию на 4000 человек и вертикальный параллелепипед книгохранилища.

Нет тематического видео для этой статьи.

Знаменитым, но так и не воплощенным стал проект памятника Третьему Интернационалу – его архитектор Владимир Татлин предлагал построить башню высотой 400 метров, состоящую из наклонных металлических спиралей и балок, а внутри композиции размещались подвешенные вращающиеся помещения в форме стеклянных куба, пирамиды и цилиндра.

 

При всей фантастичности эти работы, хоть и остались на бумаге или в виде моделей, вдохновляли остальных архитекторов-конструктивистов на новые способы применения стали, бетона и стекла.

С другой стороны работали практики, которые направили свое творчество в русло более утилитарное и максимально приближенное к требованиям современной жизни.

Главной задачей приверженцы классического конструктивизма определили комфорт для советских граждан на работе, в быту и досуге. Конечно, с оглядкой на господствующую идеологию обобществления и отказа от индивидуальности. Именно в традиционном подходе обозначились отличия архитектурного стиля, о которых расскажем подробнее.

Среди интернациональных (минималистичных) направлений конструктивизм выделился стремлением соединить функциональность здания с художественными средствами выражения. И решалась эта задача не с помощью декора, а работой с материалами и формой.

В этом – главное отличие от близкого по духу функционализма, который также исповедовал исключительный практицизм и простую подачу. Архитекторы-функционалисты обращались к сдержанным, скупым объемам и материалам, потому что те удобны; а вот братья Веснины и др. усмотрели в них прием выразительного искусства.

К характерным чертам конструктивизма относят, прежде всего, визуальную целостность образа здания. Мастерство проектировщиков тех времен в том, что геометрическая сегментация не нарушает, а наоборот подчеркивает композиционную слитность.

  • Сегментированность

Речь о четком архитектурном делении на отдельные фигуры и секции, свойственном практически всем минималистичным стилям. Но если функционализм допускает зрительный распад фасада на составляющие, то здесь фрагментация выполнялась в контексте цельности здания.

В числе признаков конструктивизма этот, пожалуй, самый узнаваемый. В пику подчеркнутой рукотворности строений, популярной среди нэпманов, архитектура пролетариата делала ставку на размеры. Дворцы культуры, редакции центральных газет, гаражи госучреждений возводились многоэтажными, растянутыми по горизонтали и ввысь. В современном городе они до сих пор производят впечатление огромных.

  • Объемные решения

Архитектурные формы конструктивизма выделяются большим разнообразием по сравнению с функционализмом. Для стиля типичны массивные опоры, плоские крыши, удлиненные оконные проемы. Параллелепипеды переходят в цилиндры и кубы, большие окружности окон разбавляют плоскость квадратного фасада, сложные выступающие объемы перемежаются гладкими простенками, прямоугольные ризалиты дополняют обтекаемые полукруглые балконы. При строительстве домов в стиле конструктивизм разные по геометрии секции не нагромождались хаотично: одна форма логично переходила в соседнюю, создавая цельный экстерьерный образ.

Ведущие – бетон, стекло, металл. Их применение ограничивал тогдашний уровень строительных технологий, но даже имеющиеся ресурсы позволяли создавать необычные по внешнему виду и внутренней планировке объекты. Шероховатые поверхности, прозрачное остекление работают как художественные приемы.

  • Выразительные средства
См. также:  Занавески на кухню – тонкости выбора

Одна из заметных характеристик конструктивизма – отказ от декора. Архитекторы новой волны отрицали историческую преемственность, а потому с легкостью ушли от украшательства классических стилей. Инструментами выражения стали вертикали и горизонтали строения, ритм самих строительных конструкций. При этом мелкие членения устранялись, объемы укрупнялись, внешний облик фасада упрощался.

  • Цветовая гамма

Аскетичное восприятие декора сказалось на украшательстве не только пластичном, но и цветовом. К основным чертам конструктивизма относят ровную, приглушенную палитру. Большинство строений выдержано в серых, светло-бежевых, белых тонах. Исключение составляют здания автопарковых гаражей, сложенные из красного кирпича.


Новаторские принципы работы и отдыха советских граждан реализовались в строящихся дворцах культуры, жилых домах, универсальных магазинах. Вот несколько характерных объектов.

1925-1927 гг.
Работа Григория Бархина и Артура Лолейта. Внешним видом строение напоминает собранную из опор и балок решетку, окна-иллюминаторы наверху – это кабинет главного редактора. Изначально кирпичные стены на завершающем этапе заштукатурили под очень модный тогда бетон.

1927-1929 гг.
Рабочий клуб построен по проекту Ивана Голосова. Чувствуется влияние кубизма и стремление автора придать сходство с промышленным объектом. В центре композиции – стеклянный цилиндр с лестницей внутри. Из окон открывается вид на трамвайный парк.

1927-1929 гг.
Среди зданий в конструктивистском стиле выделяется проект Константина Мельникова. Строение похоже на шестеренку с тремя выступающими частями на фасадной стороне – это балконы, примыкающие к зрительному залу. В авторской планировке внутри были обустроены пять залов, которые объединялись в один большой с помощью передвижных перегородок.

1927-1928 гг.
Первое конструктивистское здание работы братьев Весниных. Большая площадь фасадного остекления выполняла не только утилитарную, но и идеологическую задачу: демонстрировала советскому человеку изобилие произведенных в стране товаров. На крыше архитекторы разместили вентиляционные шахты, обдувающие витрину и защищающие стекло от морозного инея.

Четвертый этаж отвели для помещений технического и складского назначения, а снаружи расположили огромные буквы “Мосторг. Универсальный магазин”.

1931-1937 гг.
Еще один пример реализации конструктивизма в архитектуре авторства братьев Весниных. Они использовали в работе теорию Ле Корбюзье и применили свободную планировку, крышу сделали плоской, окна вытянутыми, на месте несущих стен установили опорные столбы. Дворец включил несколько больших корпусов (выставочный, лекционный, киноконцертный залы, обсерваторию, кабинеты для занятий кружков, зимний сад, библиотеку на три этажа). Внешние формы повторяли внутреннюю планировку отдельных секций.

 

1934 г.
Работу над главным фасадом поручили Константину Мельникову. Он создал композицию из геометрических фигур: круга, треугольника, прямоугольника. Внутри здания за остекленным экраном, как за витриной, мелькали автомобили, движущиеся по спиральному пандусу.

Отдельного упоминания заслуживают проекты, идея которых отражала взгляды архитекторов на тему общежития, равенства и свободы. Жилые дома в конструктивизме виделись коммунами, где зона помещений для сна объединялась со столовой, прачечной, спортзалом, даже детским садом.

Достоинства и недостатки такого подхода одними из первых испытали студенты. Здание общежития московского Текстильного института, расположенное на ул. Орджоникидзе (проект Ивана Николаева, 1930-1931 гг.), представляло собой длинный параллелепипед. Внутри размещалось 1000 спальных кабин. В каждой такой ячейке со сторонами 2,3 х 2,7 м стояли две кровати и две тумбочки, и здесь разрешалось только спать.

Утром после подъема студент направлялся по конвейеру: в душевую, комнату для физзарядки, приводил себя в порядок в раздевалке, затем приходил в столовую. Готовиться к учебе можно было в индивидуальных кабинках. Внутри общежития разместили также библиотеку, актовый зал, плоскую крышу заняли открытой террасой. Насколько удобно было так жить, доподлинно неизвестно.

Зато известно, что в 1960-х планировку здания реконструировали, и от “конвейерного” быта отказались. Сегодня здесь по-прежнему живут студенты, а экстерьер и интерьер обновлены.

В архитектурном стиле конструктивизм выдержан и дом-коммуна для сотрудников Наркомфина. Проект 1930 г. Моисея Гинзбурга и Игнатия Милиниса. В основе задумки – многофункциональный комплекс из жилых комнат, фабрики-кухни, читального и спортивного залов, служебных помещений.

Но главная ценность этого объекта – в применении новаторских материалов и конструкций. Каркас здания сделан из монолитного железобетона (впервые в советском жилом строительстве), три ряда бетонных столбов проходят через все этажи и держат перекрытия. Получается, что стены не несут нагрузки, и стало возможным выполнить на фасаде сплошное ленточное остекление. Внутренние перегородки возвели из фибролита и бетонитовых пустотелых камней.

Большинство московских зданий, построенных в стиле конструктивизм, сохранились до наших дней в плачевном состоянии без должного содержания. Но ряд объектов пытаются восстановить в былом величии. Вот так должен выглядеть бывший дом Наркомфина после реставрации.

Расцвет конструктивизма как архитектурного движения занял одно десятилетие. В начале 30-х годов прошлого века политическая ситуация в стране изменилась, и новаторские течения были признаны буржуазными. Архитекторы-авангардисты попали в опалу, а на смену пролетарскому аскетизму пришел пышный дизайн советского неоклассицизма.

В 60-70-е годы к идеям функционального проектирования вновь вернулись на волне политической борьбы с излишествами. И очередное обращение к стилю мы переживаем сегодня, причем не в городском контексте, а в частном загородном строительстве.

Современный конструктивизм: жилые дома с акцентом на удобство

Подробно о современных загородных домах, об их проектировании смотрите тут – готовые проекты и реализованные частные дома.

Конструктиви́зм — советский авангардистский метод (стиль, направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, получивший развитие в 1920 — нач. 1930 годов.Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика. В 1924 году была создана официальная творческая организация конструктивистов — ОСА, представители которой разработали так называемый функциональный метод проектирования, основанный на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Характерные памятники конструктивизма — фабрики-кухни, Дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны указанного времени.

То творческое мировоззрение, что принято называть конструктивизмом в пределах архитектурного стиля, проявилось несколько раньше, чем непосредственно в архитектуре. Конструктивизм, как и функционализм с рационализмом, принято относить к понятию «современная архитектура». [источник не указан 639 дней]

В указанный период в СССР существовало также литературное движение конструктивистов.

Конструктивизм принято считать русским (советским) явлением, возникшим после Октябрьской революции в качестве одного из направлений нового, авангардного, пролетарского искусства, хотя, как и любое явление в искусстве, он не ограничивается рамками одной страны. Так, провозвестником этого стиля в архитектуре явилась ещё Эйфелева башня, сочетающая в себе элементы как модерна, так и конструктивизма Как писал В. В. Маяковский в своём очерке о французской живописи: «Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства — конструктивизм…»

Как же возникло это принципиально новое направление?

В условиях непрекращающегося поиска новых форм, подразумевавшем забвение всего «старого», новаторы провозглашали отказ от «искусства ради искусства». Отныне искусство должно было служить… производству.

Большинство тех, кто впоследствии примкнул к течению конструктивистов, были идеологами так называемого «производственного искусства». Они призывали художников «сознательно творить полезные вещи» и мечтали о новом гармоничном человеке, пользующемся удобными вещами и живущем в благоустроенном городе.

Так, один из теоретиков «производственного искусства» Б.Арватов писал, что «…Будут не изображать красивое тело, а воспитывать настоящего живого гармоничного человека; не рисовать лес, а выращивать парки и сады; не украшать стены картинами, а окрашивать эти стены…»

«Производственное искусство» не стало более чем концепцией, однако, термин конструктивизм был произнесён именно теоретиками этого направления (в их выступлениях и брошюрах постоянно встречались также слова «конструкция», «конструктивный», «конструирование пространства»).

См. также:  Короткие занавески для гостиной правила подбора, стили и модные тенденции

Помимо вышеуказанного направления на становление конструктивизма оказали огромное влияние футуризм, супрематизм, кубизм, пуризм и другие новаторские течения 1910-х годов, однако социально обусловленной основой стало именно «производственное искусство» с его непосредственным обращением к текущим российским реалиям 1920-х.Рождение термина

 

Функционализм – стилевое направление определившее лицо архитектуры и интерьера нашего времени. Конструктивно целесообразное ставится на первое место.

Индивидуальному противостоит стандартизация. Функционализмусвойственны простые, мобильные, многофункциональные формы: кресло-кровать, диван-кровать, уголок, столик на роликах.

Идея непрерывного пространства, состоящего из перетекающих одно в другое помещений, минимальное количество обстановки, система встроенных шкафов и стеллажей, мобильная и трансформируемая мебель.

В интерьере преобладают чистые и лаконичные формы, большая роль отводится текстурам и фактурам отделочных материалов. Функционализм сформировал ряд норм, вошедших в понятие под названием – Евростандарт.Философия стиля – “форма определяется функцией”. Дом – это машина для жилья, поэтому интерьер строится по принципу функциональности. Мебель может иметь прямоугольные лаконичные формы или смягченные пропорции, когда кресло в точности повторяет линии спины и рук сидящего. В любом случае эта мебель всегда узнаваема, ее отличают ясные и законченные формы.

Обивочные материалы идеально облегают наполнитель, балансируя на грани между мягкостью и упругостью. Оклеив стены обоями светлого цвета, вы получите ощущение свободы и незагруженности пространства. На окнах, конечно же, аккуратные жалюзи, но возможны и шторы. А вот на пол лучше постелить ковер с пестрым узором, чтобы меньше была заметна пыль.

В современных интерьерах стена-перегородка может быть заменена на функциональный короб, куда выезжает дверь, разделяющая интимную и общественную зоны. Цветовая гамма чрезвычайно разнообразна и подразумевает изысканные сочетания цветов.

Функциональный стиль интерьера обнажает стены и конструкции мебели, очищает их от всяких украшений, и так же точно он обнажает и очищает от наслоений “технологию” жизни семьи в доме. Усилия художника в системе эклектики или модерна были направлены на оформление “надстроечной” части жизни, ее так сказать “цветов”.

Функционализм же в первую очередь заботится о “корнях” жизни – о достаточности жизненного пространства, о воздухе, свете и солнце, об удобной и рациональной планировке, об эргономичном оборудовании, физической и психической гигиене.

Ле Корбюзье пишет: “Жилище – это возможность свободно двигаться, стоять, лежать; наслаждаться прохладой или теплом; отдыхать, погружаться в раздумье; возможность испытывать или вызывать присутствие среды: солнце – хозяин всего живого, движение воздушных струй, чарующее глаз и несущее душевное равновесие, зрелище трав, цветов, деревьев, неба, пространства.

Жилище – это возможность иметь семью, составляющую звено вечной цепи жизни; это пространство, необходимое для семейных радостей.Проблема жилища – первая из всех проблем. Жилище – это ключ ко всему”.

Естественно, колорит Функционального стиля интерьера в корне противоположен колориту стилей XIX в. Прежде всего, он светлеет Появляются белые стены, легкая мебель, не отбрасывающая тени, большие светлые окна.

“В период потрясений, когда смешались все понятия, многие свыклись с темным фоном наших интерьеров,- пишет Корбюзье.- Но творения нашей эпохи, столь дерзкой, опасной, столь воинственной и побеждающей, казалось бы, ждут от нас, чтобы мы научились жить и мыслить на светлом фоне белых стен”.

19.Развитие дизайна в европейских странах (Англия, Германия, Италия, скандинавские страны, Франция – на примере одной страны)Развитие дизайна в Японии протекало в сложном процессе взаимодействия и столкновения всевозможных творческих концепций, экономических, организационных и стилистических форм – как переносимых из Европы и Америки, так и своих, возникающих на базе веками выношенных культурных обычаев, эстетических идей и художественных форм.

Японское правительство всячески поощряет развитие дизайна в стране. За два послевоенных десятилетия Япония приобрела более полутора тысяч лицензий и патентов, немалая часть которых принадлежит сфере дизайна. За эти патенты и лицензии в целом было выплачено 400 миллионов долларов; они окупились прибылью в 4-8 миллиардов долларов. С начала 1950-х гг. Японская ассоциация содействия развитию экспортной торговли Джэтро регулярно посылала японских дизайнеров на учебу в высшие художественно- конструкторские учебные заведения в США и ФРГ (Чикаго, Лос-Анджелес, Ульм). Многие дизайнеры регулярно стажировались в США, Италии, Франции, Англии, скандинавских странах, знакомясь с последними достижениями дизайна.
При этом процесс освоения зарубежного опыта в Японии происходил не так просто, легко и последовательно, как иногда кажется.

Критики обвиняли японских дизайнеров в слепом подражании западным образцам аудио- и видеотехники, формы которых иногда буквально копировались. Мебель повторяла образцы известных работ Имса, Сааринена, Брейера, Ле Корбюзье. Иногда это были прямые копии, иногда они несколько видоизменялись в деталях. Промышленный дизайн в Японии появился слишком стремительно, в большом отрыве от национального ремесленного искусства, между ними почти не было связи. Самая яркая тенденция зарождающегося японского дизайна – его американизация и, как следствие, преобладание стайлинга. Это не удивительно, ведь многие дизайнеры Японии Учились в американских колледжах, а японские товары в большом количестве экспортировались в США.

Конструктивизм– одно из главных направлений авангарда, поставившее в центр своей эстетики и художественной практики категорию конструкции, которая, однако, не получила у самих конструктивистов однозначного определения. Возникнув в России, а затем и в Зап. Европе, конструктивизм выдвинул конструкцию в качестве некоего научно-технологического и принципиально нового понятия в противовес традиционно художественной категории композиции.

 

Родоначальником конструктивизма считается Татлин, который в 1913-14 создал ряд т.н. “Угловых рельефов”, выведя поиски пластической выразительности из плоскости картины в “реальное” пространство экспонирования с использованием “реальных” материалов (жести, дерева, бумаги и т.п.), окрашенных в соответствующие цвета.

В конструктивизме достаточно четко различаются две фазы его развития:

неутилитарный конструктивизм, близкий к геометрической абстракции (абстрактное искусство), т.н. “отвлеченное конструирование”,

прикладной конструктивизм, “производственно-проектный”, принципиально утилитарный.

Конструктивизм возник как логическое продолжение экспериментов кубистов и кубофутуристов в области исследования формы, пространства, объема, структуры в пластических искусствах.

Для неутилитарной фазы конструктивизма характерна тенденция к выявлению реальной конструкции, внутренние архитектонические структуры предмета и ее закреплению в пластических (плоскостных или объемных) формах. На первом плане здесь остается еще чисто эстетическая функция.

Вторая фаза конструктивизма приходится уже на послереволюционный период в России, и она также связана с именем Татлина. Ее знаменует созданный им проект Монумента III Интернационалу (т.н. “Башня” Татлина, 1919-20). Здесь уже создание “конструкции” подчинено утилитарной цели – воплощению идеи прогрессивной социально-политической роли в истории III (коммунистического) Интернационала. Русский конструктивизм представлен такими именами как А.Родченко, Л.Попова, В.Степанова, братья В. и Г.Стенберги и др. Центрами формирования теории конструктивизма и ее реализации становятся ВХУТЕМАС (с 1920), ИНХУК (1921), театр и мастерские Вс. Мейерхольда, журнал “ЛЕФ”.

Представители: Н.Пунин, Б.Арватов, А.Ган, А.Маяковский.

“Конструктивисты советского периода видели назначение своего искусства в создании агитационно-пропагандистской продукции (агитплакаты, окна РОСТА, украшение городов к пролетарским праздникам и т.п.); в организации самой жизни (среды обитания, включая новую архитектуру, предметов обихода) по художественно-функциональным принципам, разработанным ими; во внедрении принципов художественно-технологического проектирования и конструирования практически в любое производство (превратить производство в искусство, а искусство – в производство); в распространении принципов конструктивизма на все искусства (в частности, особенно активно конструктивизм внедрился в театр того времени); в организации на своих принципах художественно-педагогической деятельности, в подготовке кадров для “производственного” искусства (этим в основном занимался ВХУТЕМАС)” (В.В.Бычков. Эстетика: Учебник.-М.: Гардарики, 2002.-556 с., С.400).

См. также:  Устройство спортзала на лоджии и балконе

Для конструктивизма характерными понятиями становятся “рационализм”, “технологичность”, “функциональность”, “практицизм”, “фактурность материала”. Термин “художник” заменяется конструктивичтами словом “мастер”.

Западный конструктивизмберет свое начало от изданной в 1918 книги Ле Корбюзье и А.Озанфана “После кубизма” Ее авторы утверждали, что конструктивные принципы составляют основу любого искусства. Западные конструктивисты стремятся к предельной простоте и ясности, достигаемых через новое решение геометрических конструктивных решений, функциональность и рациональность. В своих творениях они выступают против какого-либо психологизма и эмоциональности, но за анархию формы.

Особое положение в конструктивизме занимал “Баухаус”-организованная архитектором В.Гропиусом в 1919 в Германии художественно-промышленная школа, в 1933 закрытая нацистами. Целью этой школы-мастерской была подготовка художников-конструкторов на основе объединения новейших достижений искусства, науки и техники. Среди профессоров там были крупнейшие художники 20 в. (П.Клее, В.Кандинский, О.Шлеммер, Л. Моголи-Надь, Т. ван Дуйсбург). Перед ними ставилась цель: обучение процессу формообразования на основе единства материального и духовного начал, технической, эстетической и художественной деятельности. От изучения художественно-эстетических законов действия цвета, формы, объема и их взаимоотношений, отдельных свойств различных технических материалов и способов их обработки здесь шли к формированию художественно-конструктивного мышления современных архитекторов, художников-прикладников и конструкторов (или дизайнеров).

Одним из достижений конструктивизма стало зарождение и оформление дизайна 20 в. От конструктивизма ведут свое начало такие художественные направления, как кинетическое искусство, минимальное искусство, отчасти – концептуализм.

Конструктивизм – направление в советском искусстве 1920-1930-х гг. Это направление прослеживалось во многих сферах культуры: живописи, литературе, фотографии, архитектуре, дизайне и др. В данной работе мы уделим внимание конструктивизму в архитектуре СССР. Конструктивизм как направление культуры появился в 1921 году, после Октябрьской революции. Данный стиль был создан группой художников Института художественной культуры. 1924-1926 гг. были временем окончательного формирования архитектурного конструктивизма и признания его ведущим творческим направлением.

В 1920-е годы Советская Россия становится мировым лидером в формировании идей и концепций нового авангардного искусства ХХ века. Мощным стимулом для этого была, прежде всего, социальная необходимость создания форм, адекватных новому образу жизни. Это коренным образом отличало наш авангард от западного, в котором создание форм обусловливалось в основном только новыми техническими возможностями.

Если говорить о предпосылках возникновения стиля конструктивизм, то необходимо затронуть то, что в первом десятилетии ХХ века начинается постепенный упадок модерна – направления, которое господствовало ранее. Можно найти множество причин, почему это произошло, но главным стало то, что с наступлением века мощной индустрии и массового производства новое время потребовало и новых преобразований.

Идеологом направления конструктивизм был Моисей Яковлевич Гинзбург – советский архитектор. Гинзбург родился в Минске в 1892 году, затем жил и работал в Москве, скончался – в 1946. Главная его работа – книга «Стиль и эпоха», которая вышла в свет в 1924 году. В ней автор даёт оценку современной архитектуре и говорит о том, что искусство неразрывно связано с техническими инновациями и социальными изменениями в обществе. Этот труд стал одним из основополагающих принципов конструктивизма. М.И. Гинзбург выделял основные предпосылки нового стиля:

 

1. новый потребитель;

2. новые архитектурные задачи;

3. новая психология и вкусы.

Основной экономической причиной установления конструктивизма Гинзбург называл экономическую бедность и необходимость удовлетворить архитектурой массы трудящихся

В архитектуре принципы конструктивизма были сформулированы также в теоретических выступлениях А.А. Веснина. На практике они впервые были воплощены в созданном братьями А.А., В.А. и Л.А. Весниными в 1923 году проекте Дворца труда для Москвы с его чётким, рациональным планом и выявленной во внешнем облике конструктивной основой здания.

Таким образом, основными принципами конструктивизма являются:

1. внедрение производственного искусства в жизнь;

При рассмотрении особенностей стиля, следует сказать о том, что архитекторы-конструктивисты стремились создавать здания не только функциональными, но и красивыми, поражающими мощностью своих форм.

Первой особенностью направления является монолитность. Здания, возведенные в стиле конструктивизм, несмотря на множественные деления на геометрические фигуры, представляли собой единое целое. Архитекторы старались достичь отсутствия швов и стыков при возведении строений. Это отличает конструктивизм от других стилей, в частности от функционализма, где подобное считалось ненужным и бесполезным. Также строения в данном стиле, как правило, огромны.

Следующей особенностью является фрагментарность. Как уже упоминалось выше, здания были разделены на огромное количество фрагментов, в форме геометрических фигур. Но, тем не менее, эти фрагменты смотрятся неотделимыми от всей постройки и не разделяют здание на участки.

Третья особенность – использование стекла и бетона в строительстве. Эти материалы являются неотъемлемой частью конструктивизма.

Также следует выделить такую особенность конструктивизма, как многообразие форм. В отличие от других стилей, формы в конструктивизме разнообразны, здесь нет запретов и ограничений. Но, тем не менее, спиралей, резных арок и других подобных сооружений тоже не встретить.

Ещё одна особенность конструктивизма в архитектуре- контрастность. В данном направлении можно встретить как округлые формы, так и строго очерченные линии.

Что касается цветовых решений архитекторов, то они в основном бледные, простые, бесцветные и невыразительные. Почти все строения в этом стиле выполнены в серых, бежевых и белых цветах. Поэтому, для того чтобы украсит постройки используется большое количество стекла. Несмотря на то, что цветовая гамма не столь привлекательна, именно цвет является ещё одной отличительной особенностью конструктивизма.

Теоретики производственного искусства не сразу оценили роль экспериментов с пространственными конструкциями для процессов стилеобразования. Обратив внимание на «конструкцию», они постарались перевести её из разряда стилеобразующего фактора в некий инструмент приобщения деятелей искусства к производству. В соответствии с таким подходом конструктивизм был сначала воспринят не как обозначение творческого течения, а как незначительный эпизод или этап в рамках общего движения к производственному искусству. В реальности же конструктивизм оказался отнюдь не стадией, а потенциально значительным творческим течением.

Ещё одной важной проблемой в изучении данной темы является формирование четкого понимания того, что есть «конструктивизм»: стиль или метод? Этот вопрос был принципиальным и дискуссионным для современников авангардистов и остается таковым до сих пор. Но для авторов, которые стояли у истоков конструктивизма, не было двух мнений. Для них конструктивизм, в первую очередь, метод и именно как метод он и сформировался. В своих декларациях и выступлениях конструктивисты отрицали обусловленность новой формы и говорили о том, что конструктивизм есть не стиль, а метод. И тем не менее конструктивизм как творческое направление имеет ярко выраженную стилевую определенность. Именно стилистика конструктивизма оказала огромное влияние на стиль ХХ века в целом. Любое творческое направление достигает зрелости тогда, когда его принципы зримо закрепляются в определенной системе средств и приемов художественной выразительности, хотят этого сторонники творческих направлений или нет.

Таким образом, стилизация художественных приемов – это закономерный этап в развитии любой творческой школы, художественного течения или стилевого направления.

В завершение рассмотрения вопроса о понятии и особенностях стиля конструктивизм в архитектуре, необходимо сделать следующие выводы.

В 1920 – 1930-е годы Советская Россия была несомненным лидером и первопроходцем в формировании нового стиля.

В 1920 – 1930-е годы конструктивизм становится ведущим направлением и внедряется во все сферы искусства.

При анализе вопроса о том, что такое конструктивизм: стиль или метод, было отмечено, что данное направление больше стиль, чем метод художественного выражения. Об этом свидетельствует ряд отличительных особенностей стиля конструктивизм: монолитность; фрагментарность; использование стекла и бетона; многообразие форм; контрастность;цветовая гамма.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дизайн интерьера и ремонт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: