Как проводится проверка применения контрольно-кассовой техники

Сегодня мы подготовили статью на тему: «как проводится проверка применения контрольно-кассовой техники», а Анатолий Беляков подскажет вам нюансы и прокомментирует основные ошибки.

Как проводится проверка применения контрольно-кассовой техники

Налоговые инспекции контролируют работу с ККТ. В частности, они проверяют, соблюдает ли организация или предприниматель:

  • требования к ККТ;
  • порядок регистрации ККТ;
  • порядок применения ККТ.

Проверка применения контрольно-кассовой техники

Об этом – в пункте 1 статьи 7 Закона от 21 марта 1991 № 943-1, пункте 1 статьи 7 и статье 9 Закона от 22 мая 2003 № 54-ФЗ.

ККТ с функцией передачи фискальных данных в инспекцию позволяет контролировать кассовую выручку организаций и предпринимателей удаленно. Право проводить удаленные проверки с помощью автоматизированных систем закреплено пунктом 2 статьи 7 Закона от 22 мая 2003 № 54-ФЗ.

Важно: регламент, утвержденный приказом Минфина России от 17 октября 2011 № 132н, планируют отменить. Вместо него разработают новый порядок контроля ККТ в соответствии с положениями Закона от 22 мая 2003 № 54-ФЗ в новой редакции.

Налоговые инспекции в рамках проверки кассовых операций вправе взаимодействовать не только с МВД России, но и с ФСБ России (п. 5 ст. 7 Закона от 22 мая 2003 № 54-ФЗ).

В рамках проверки правильности применения ККТ инспекторы применяют следующие административные процедуры:

  • проводят мониторинг расчетов с применением ККТ;
  • наблюдают за применением ККТ;
  • проверяют полноту учета выручки, правильность учета наличных денежных средств;
  • проверяют деятельность операторов фискальных данных;
  • проверяют оформление и выдачу кассовых чеков и БСО. Факт выдачи (невыдачи) покупателям кассовых чеков инспекторы проверяют на основании жалоб покупателей. Кроме того, налоговые инспекторы могут проводить контрольные закупки;
  • запрашивают пояснения и справки, в том числе через кабинет ККТ. Дата получения запроса через кабинет ККТ – день его размещения;
  • получают доступ к данным в базе оператора фискальных данных и доступ к ККТ. Инспекция вправе считывать информацию с фискального накопителя. Его данные сверят с информацией оператора фискальных данных. Такие процедуры могут проводить в автоматизированном режиме.

Об этом – в пункте 2 статьи 7 Закона от 22 мая 2003 № 54-ФЗ.

При планировании проверок полноты учета выручки налоговые инспекторы применяют риск-ориентированный подход. Для этого деятельность всех организаций и индивидуальных предпринимателей относят к определенной категории риска. Критерии, по которым деятельность относят к определенной категории риска, утверждены постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2017 № 197.

Если организация или предприниматель в высокой группе риска, то ИФНС может проводить проверки несколько раз в год. Такой вывод следует из пункта 58 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 № 133н. Правомерность этого вывода подтверждается письмом ФНС России от 12 сентября 2012 № АС-4-2/15195.

Реестр ККТ и реестр фискальных накопителей ведет ФНС России (ст. 3 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ). Порядок ведения реестра, требования к его структуре и составу установлены статьей 3 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ.

Актуальный реестр ККТ и реестр фискальных накопителей ФНС России размещает на сайте www.nalog.ru.

Результаты проверки соблюдения требований к ККТ, порядка и условий ее регистрации и применения инспекторы оформят актом в двух экземплярах (п. 44, 46 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 № 133н). В акте не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями сторон (п. 47 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 № 133н).

Если проверяемая организация (предприниматель) уклоняется от подписания акта, акт направят по почте заказным письмом по местонахождению организации (местожительству предпринимателя) (п. 50 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 № 133н).

В случае выявления нарушений инспекторы составляют протокол об административном правонарушении (ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ).

На основании протокола будет оформлено постановление по делу об административном правонарушении (ст. 29.10 КоАП РФ, п. 54 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 № 133н). Это постановление организация (предприниматель) может обжаловать в региональном налоговом управлении (УФНС России) или в арбитражном суде (п. 3 ч. 1, ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ, п. 11 постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 № 2).

Срок и порядок обжалования должны быть указаны в самом постановлении по делу об административном правонарушении (п. 7 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ). Жалобу на постановление по делу об административном правонарушении можно подать в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ).

Если организация (предприниматель) не согласна с действиями (бездействием) инспекторов (не связанными с вынесенным постановлением об административном правонарушении), она вправе их обжаловать в досудебном порядке (п. 67 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 № 133н). Организация (предприниматель) может обратиться в региональное налоговое управление (УФНС России) (п. 68 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 № 133н).

Унифицированной формы жалобы законодательство не предусматривает, однако есть реквизиты, которые обязательно нужно указать:

  • наименование налогового ведомства, в которое направлена жалоба (либо фамилию, имя, отчество или должность соответствующего должностного лица);
  • наименование заявителя, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресации жалобы;
  • суть жалобы;
  • подпись и дату.

Нет тематического видео для этой статьи.

При необходимости заявитель может приложить к жалобе документы (либо их копии) в подтверждение своих доводов.

 

Такой порядок предусмотрен пунктами 70 и 71 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 № 133н.

Срок подачи жалобы в УФНС России составляет три месяца с момента, когда организация узнала (должна была узнать) о нарушении своих прав (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Жалобу должны рассмотреть в течение 30 дней с момента ее регистрации (п. 72 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 № 133н). В исключительных случаях этот срок могут продлить не более чем на 30 дней (п. 73 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 № 133н).

В соответствии с п. 2 ст. 7 закона «О применении контрольно-кассовой техники…» от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее — закон № 54-ФЗ) при проведении контроля в сфере использования кассовых аппаратов налоговые органы:

  • осуществляют мониторинг расчетов с использованием ККТ;
  • проводят анализ полученных данных мониторинга;
  • проверяют использование ККТ;
  • проводят удаленные проверки операторов фискальных данных;
  • проверяют соблюдение правил оформления и выдачи кассовых чеков и других подтверждающих документов, в том числе путем осуществления контрольной закупки.
  • выносят предписания об устранении выявленных нарушений.

Результатом проверки ККТ налоговой является установление факта соблюдения или несоблюдения проверяемыми пользователями кассовых аппаратов правил применения ККТ. При выявлении нарушений виновные привлекаются к административной ответственности. Административный регламент осуществления надзора и контроля утвержден приказом Министерства финансов РФ от 17.10.2011 № 132н (далее — Регламент).

Проверка правил использования кассовых аппаратов включает в себя следующие процедуры:

  • Проверку выдачи кассовых чеков и иных подтверждающих документов. Указанная проверка включает в себя в том числе контрольную закупку товара, его оплату наличными или с помощью банковской карты в целях установления факта выдачи (невыдачи) подтверждающего документа. Максимальный срок выполнения данного этапа проверки составляет 1 рабочий день. Контрольная закупка регулируется ст. 16.1 закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — закон № 294).
  • Рассмотрение документов на ККТ. Проводится после окончания проверки выдачи чеков. Сотрудники налоговой службы рассматривают и проверяют документацию по использованию кассы.
  • Проверка соблюдения правил регистрации и использования ККТ. Проверяется соответствие кассовой техники, кассовых чеков и других подтверждающих документов установленным правилам.

Общий срок проведения проверки устанавливается руководителем налоговой инспекции и не может превышать 20 рабочих дней (п. 19 Регламента). Далее расскажем о последних 2 процедурах более подробно.

Данная процедура производится открыто с предъявлением сотрудниками налоговой службы пользователям кассовых аппаратов поручения на проведение проверки и своих служебных удостоверений. При проведении проверки проверяющие рассматривают:

  • журнал кассира;
  • акты о возврате денежных средств клиентам;
  • распечатки отчетов из фискальных накопителей;
  • бланки строгой отчетности и другие документы;
  • паспорт ККТ, договор с оператором фискальных данных, документацию, связанную с приобретением, регистрацией, ремонтом, модернизацией техники, заменой фискальных накопителей.
См. также:  Как вырастить помидоры на балконе

Перечень приведен в п. 29 Регламента.

Запрошенные документы представляются пользователем ККТ в виде оригиналов или заверенных копий. При этом проверяющие не могут требовать нотариального заверения копий документов.

Проверка ККТ на соответствие установленным требованиям

При осуществлении контроля сотрудниками налоговой службы в обязательном порядке проверяется:

  • цельность корпуса без следов вскрытия или разрушения, что исключает возможность изменения средств учета;
  • наличие модели ККТ и фискального накопителя в специальном реестре (подробнее читайте в статье Какие онлайн-кассы входят в реестр ККТ согласно 54-ФЗ?);
  • соответствие заводских и регистрационных данных кассового аппарата;
  • исправность ККМ, в том числе возможность печати кассовых чеков и некорректируемую сохранность данных о произведенных расчетах;
  • соответствие реквизитов, отпечатанных на чеке, требованиям, установленным в ст. 4.7 закона № 54-ФЗ;
  • соответствие реквизитов бланков строгой отчетности и других подтверждающих документов установленным требованиям;
  • соответствие времени печати чека, указанного на нем, реальному времени;
  • соответствие фактического места установки ККТ данным, представленным при ее регистрации.

Для определения наличия возможности вносить корректировки или фальсифицировать документы, необходимые для полного учета расчетов, проводится проверка реквизитов, отпечатанных на чеке, в соответствии с документацией на применяемую модель кассы. В случае, когда необходимы технические или другие специальные знания, могут привлекаться эксперты.

Результатом процедуры станет установление фактов соблюдения или несоблюдения проверяемым владельцем ККТ требований к ККТ, порядку или условиям ее применения.

В соответствии с п. 7 Регламента сотрудники налоговой службы при осуществлении проверки использования ККТ имеют право:

  • запрашивать и получать различные необходимые сведения, пояснения и документы письменно или посредством размещения запроса в кабинете ККТ;
  • осуществлять беспрепятственный доступ к ККТ, в том числе к данным, хранящимся на фискальном накопителе;
  • получать документацию от проверяемого пользователя ККТ;
  • проводить контрольные закупки в целях проверки выдачи кассовых чеков и других документов, подтверждающих прием денежных средств;
  • взаимодействовать с органами внутренних дел РФ;
  • выносить предписания об устранении выявленных нарушений и привлекать виновных к административной ответственности.

Права владельцев ККТ во время их проверки в общем виде оговариваются в ст. 21–24 закона № 294.

Применительно к узкой ситуации пользователи и владельцы проверяемых кассовых аппаратов в соответствии с п. 9 Регламента имеют право:

  • на личное присутствие при осуществлении проверки;
  • дачу пояснений и объяснений по предмету проверки;
  • получение от сотрудников налоговой службы информации о предмете и сроках проведения проверки;
  • получение результатов проверки (акта, составленного по результатам проверки);
  • выражение несогласия с результатами проверки или действиями (бездействием) сотрудников налоговой инспекции при осуществлении проверки;
  • обжалование действий (бездействия) проверяющих как во внесудебном (руководителю налогового органа, осуществлявшего проверку), так и в судебном порядке.

В рамках досудебного порядка проверяемые лица могут обратиться с жалобой устно или письменно, в том числе можно отправить электронное обращение на сайт ведомства. В жалобе в обязательном порядке следует указать название органа, куда направляется сообщение, суть обращения и обратный адрес, по которому должен быть направлен письменный ответ. Срок рассмотрения жалобы составляет 30 дней с момента ее регистрации.

 

По результатам проведения проверки составляется соответствующий акт на бумажном носителе в 2 экземплярах. Все исправления в нем должны быть оговорены и заверены подписи указанных выше лиц. Обязательными атрибутами акта являются:

  • Дата его оформления.
  • Полное название владельца проверяемой ККМ, его ИНН и КПП, адрес местонахождения.
  • Ф. И. О. сотрудников налогового органа, проводивших проверку.
  • Перечень документации, полученной сотрудниками налоговой службы в ходе проверки.
  • Дата, когда проверочные действия начались, и дата, когда они были завершены.
  • Запись об отсутствии выявленных нарушений или детально изложенные, подкрепленные документально факты нарушений. В последнем случае необходимо также сделать ссылку на нормативные акты, положения которых были нарушены. При выявлении фактов нарушения законодательства о ККТ сотрудники налогового органа возбуждают производство по делу об административном нарушении.

Акт подписывается сотрудниками налоговой службы, осуществившими проверку, и проверяемым лицом. Последнее может изложить свои замечания непосредственно в акте или в отдельном документе. Если лицо уклоняется от подписания акта или вообще отсутствует при проведении проверки, в акте делается соответствующая запись и документ направляется по почте заказным письмом.

Ответственность за нарушение порядка использования ККТ

Ответственность за неправильное применение ККТ и нарушение обязанностей проверяемой стороны установлена ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. П. 4 названной статьи предусматривает наказание:

  • за применение техники, не соответствующей требованиям закона № 54-ФЗ;
  • нарушение порядка регистрации ККТ, сроков и условий ее перерегистрации;
  • нарушение порядка и условий применения ККТ.
  • предупреждения или адм. штрафа от 1 500 до 3 000 руб. на должностных лиц;
  • предупреждения или адм. штрафа от 5 000 до 10 000 руб. на юрлиц.

Такой же размер наказания устанавливает п. 5 данной статьи за непредставление документов по запросам налоговой инспекции или просрочку в их предоставлении.

П. 6 рассматриваемой статьи предусматривает ответственность:

  • за ненаправление покупателю кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме;
  • невыдачу указанных документов на бумажном носителе.
  • предупреждения или адм. штрафа в размере 2 000 руб. на уполномоченных лиц;
  • предупреждения или 10 000 руб. адм. штрафа на юрлиц.

Об ответственности за неприменение ККТ читайте в статье Грозят ли штрафы за неприменение онлайн-кассы в 2017 году?

Итак, проверка правильности использования кассовых аппаратов проводится сотрудниками налоговой службы путем контрольной закупки, рассмотрения документации, связанной с эксплуатацией ККТ. Кроме того, изучаются сами кассовые аппараты на предмет цельности их корпуса, исправности, правильности выдачи (отправки) отчетных документов. В случае выявления нарушений виновные привлекаются к административной ответственности.

Контрольно-кассовая техника: Порядок проведения проверок по применению ККТ

Обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих ККТ

Контроль за применением контрольно-кассовой техники в силу ст. 7 Закона о применении ККТ, ст. 7 Закона о налоговых органах РФ (Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1) возложен на налоговые органы, которые:
– контролируют соблюдение организациями и предпринимателями требований Закона о применении ККТ;
– проверяют полноту учета выручки в организациях и у предпринимателей;
– проверяют документы, связанные с применением ККТ, получают необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок;
– проводят проверки выдачи кассовых чеков;
– налагают штрафы в случаях и порядке, установленных КоАП РФ, на организации и индивидуальных предпринимателей, нарушающих требования Закона о применении ККТ.

Также согласно п. 2 ст. 7 Закона о применении ККТ налоговые органы при осуществлении данных контрольных функций взаимодействуют с органами внутренних дел (в пределах их компетенции).

К сведению. Согласно ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ неприменение в установленных законодательством случаях ККТ, применение ККТ, не соответствующей установленным требованиям, либо использование ее с нарушением порядка, условий регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (например, товарного чека, квитанции) влекут предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от 1500 до 2000 руб., на должностных лиц – от 3000 до 4000 руб., на юридических лиц – от 30 000 до 40 000 руб. Постановление о назначении административного наказания в соответствии с данной статьей не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения соответствующего правонарушения (ст. 4.5 КоАП РФ).

Разъяснения налоговиков

К сведению. Дело об административном правонарушении возбуждается должностным лицом при непосредственном обнаружении им достаточных данных, указывающих на наличие правонарушения (п. 1 ст. 28.1 КоАП РФ).

Разъяснения арбитров

Налоговые органы контроль за применением организациями и предпринимателями ККТ осуществляют в соответствии со ст. 7 Закона о применении ККТ, ст. 7 Закона о налоговых органах РФ, п. 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506). Данные нормы позволяют налоговым органам проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием ККТ. Вместе с тем, как отмечают арбитры, они не определяют методов и порядка проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении.

Еще о спорных моментах

В соответствии с п. 2.1 ст. 2 Закона о применении ККТ плательщики ЕНВД, не подпадающие под действие п. п. 2, 3 ст. 2 данного Закона, при осуществлении видов деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 НК РФ, могут проводить наличные денежные расчеты без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)).
Ранее мы высказывали свои сомнения относительно возможности использования данного права предприятиями общественного питания, находящимися на режиме в виде ЕНВД. Сомнения возникли после подробного изучения п. п. 2, 3 ст. 2 Закона о применении ККТ, на основании которых был сделан вывод, что предприятия общественного питания, переведенные на уплату ЕНВД (а также торговые и транспортные организации, отельеры), при отказе от использования кассовой техники должны руководствоваться положениями п. 2 либо п. 3 данной статьи, а не положениями п. 2.1. При этом было высказано предположение, что законодатель, внося поправки в Закон о применении ККТ, не желал достичь именно такого эффекта.

См. также:  Организация освещения на лоджии

 

Итак, мы рассмотрели, какие методы налоговые органы используют при проверке правильности применения ККТ, и выяснили, что арбитры отрицательно относятся к покупке проверяющими товаров в личное пользование, считая, что в данном случае речь идет о проведении должностным лицом инспекции проверочной закупки, которая является оперативно-разыскным мероприятием. При этом должностные лица инспекции не наделены правом проведения подобных мероприятий. Соответственно, предприятиям общественного питания, столкнувшимся с таким произволом контролирующего органа, можно порекомендовать обратиться за поддержкой в суд.
Можно попробовать отстоять в суде свою точку зрения и в ситуации с выдачей чека с неверным указанием времени покупки и с рассмотрением дела об административном правонарушении в отсутствие представителя предприятия (предпринимателя), не извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В отношении предприятий общественного питания, находящихся на режиме в виде ЕНВД, решение вопроса с неприменением ими ККТ до сих пор остается неоднозначным.

Организация-подрядчик на УСН. Выполнила работы заказчику (ООО). Договор на сумму более 100 000 рублей. Частично Заказчик рассчитался с Подрядчиком за наличный расчет (сумма не более 100 000 рублей). ККТ у Подрядчика нет. Деньги внесены в кассу Подрядчика (Заказчику выдан ПКО) и сданы в банк. В какой момент организацию оштрафуют? При выездной проверке или когда?

Оштрафуют в момент выявления правонарушения.

Подробно об этом см. материалы в обосновании.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух».

Рекомендация: Как проводится проверка применения контрольно-кассовой техники

«Налоговые инспекции контролируют работу с ККТ. В частности, они проверяют, соблюдает ли организация или предприниматель:

 требования к ККТ;

 порядок регистрации ККТ;

 порядок применения ККТ*.

Об этом – в пункте 1 статьи 7 Закона от 21 марта 1991 № 943-1, пункте 1 статьи 7 и статье 9 Закона от 22 мая 2003 № 54-ФЗ.

ККТ с функцией передачи фискальных данных в инспекцию позволяет контролировать кассовую выручку организаций и предпринимателей удаленно. Право проводить удаленные проверки с помощью автоматизированных систем закреплено пунктом 2 статьи 7 Закона от 22 мая 2003 № 54-ФЗ.

Важно: регламент, утвержденный приказом Минфина России от 17 октября 2011 № 132н, планируют отменить. Вместо него разработают новый порядок контроля ККТ в соответствии с положениями Закона от 22 мая 2003 № 54-ФЗ в новой редакции.

Налоговые инспекции в рамках проверки кассовых операций вправе взаимодействовать не только с МВД России, но и с ФСБ России (п. 5 ст. 7 Закона от 22 мая 2003 № 54-ФЗ).

Что проверяет инспектор

В рамках проверки правильности применения ККТ инспекторы применяют следующие административные процедуры*:

 проводят мониторинг расчетов с применением ККТ;

 наблюдают за применением ККТ;

 проверяют полноту учета выручки, правильность учета наличных денежных средств;

 проверяют деятельность операторов фискальных данных;

 проверяют оформление и выдачу кассовых чеков и БСО. Факт выдачи (невыдачи) покупателям кассовых чеков инспекторы проверяют на основании жалоб покупателей. Кроме того, налоговые инспекторы могут проводить контрольные закупки;

 запрашивают пояснения и справки и том числе через кабинет ККТ. Дата получения запроса через кабинет ККТ – день его размещения;

 получают доступ к данным в базе оператора фискальных данных и доступ к ККТ. Инспекция вправе считывать информацию с фискального накопителя. Его данные сверят с информацией оператора фискальных данных. Такие процедуры могут проводить в автоматизированном режиме.

Об этом – в пункте 2 статьи 7 Закона от 22 мая 2003 № 54-ФЗ.

Ситуация: откуда можно узнать информацию о том, какие модели ККТ и фискальные накопители включены в реестры

Реестр ККТ и реестр фискальных накопителей ведет ФНС России (ст. 3 Закона от 22 мая 2003 № 54-ФЗ). Порядок ведения реестра, требования к его структуре и составу установлены статьей 3 Закона от 22 мая 2003 № 54-ФЗ.

Комментарий к регламентам контроля за полнотой учета наличной выручки и за соблюдением правил применения ККТ

Проверки ККТ и кассовой дисциплины не относятся к налоговым, хотя и проводят их налоговые инспекции. Поэтому на кассовый контроль не распространяются установленные НК правила и сроки проведения проверок. Однако собственных правил у него до сих пор не было (если не считать внутренних указаний налоговой служб ы Письмо ФНС от 08.06.2007 № ШТ-6-06/[email protected] ). Из-за этого инспекторы могли проводить «кассовые» проверки так, как им заблагорассудится, и столько, сколько им удобно.

Проверки ККТ и полноты учета выручки налоговики могут проводить хоть каждый день. Ведь на них не распространяются ограничения, установленные Законом о защите прав юрлиц при проведении госконтроля.

Теперь Минфин утвердил два регламента: один — для проверок ККТ Административный регламент, утв. Приказом Минфина от 17.10.2011 № 132н (далее — Регламент 132н) (начал действовать 5 февраля этого года), другой — для проверок полноты учета выручк и Административный регламент, утв. Приказом Минфина от 17.10.2011 № 133н (далее — Регламент 133н) (действует с 19 февраля).

Это две разные проверки, которые могут проходить как одновременно, так и отдельно друг от друга. Но даже если инспекторы совмещают их проведение, они должны составить отдельный акт по итогам каждой из них.

Проверка начинается с предъявления поручения на проверку. Пока вам не предъявят этот документ, вы можете не общаться с инспекторами. Поручение должно быть подписано руководителем инспекци и пп. 19, 28 Регламента 132н; пп. 19, 23 Регламента 133н .

 

За воспрепятствование законной деятельности проверяющих инспекция может оштрафоват ь ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ :

  • организацию — на сумму от 5000 до 10 000 руб.;
  • директора или предпринимателя — на сумму от 2000 до 4000 руб.

Если же из-за ваших действий оказалось вовсе невозможным провести или завершить проверку, то штраф будет больше: от 20 000 до 50 000 руб. и от 5000 до 10 000 руб. соответственн о ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ .

При проверке у инспекторов есть прав о п. 7 Регламента 132н; п. 7 Регламента 133н :

  • получить доступ к фискальной памяти и контрольным лентам ККТ или к системе, формирующей БСО;
  • получить от вас любые документы, связанные с применением ККТ и БСО, а также с учетом денег (последние — только при проверке полноты учета выручки);
  • требовать от вас объяснения и сведения по предмету проверки.

Оба Регламента предписывают инспекторам проводить осмотр и инвентаризацию, а также привлекать сторонних специалистов для проведения экспертиз ы п. 40 Регламента 132н; п. 35 Регламента 133н .

У вас есть право присутствовать при проведении проверки. А что, если директор (другой законный представитель организации) или предприниматель отсутствует и поэтому не может ознакомиться с поручением на проведение проверки и подписать его? Тогда инспекторы должны сделать об этом отметку в поручении и начать проверку без нег о п. 29 Регламента 132н; п. 24 Регламента 133н .

Все ваши объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, лучше оформлять письменно — тогда инспекторы должны будут приложить их к материалам проверки.

В конце проверки, когда налоговики составят акт, вам нужно прочитать его и поставить там отметку о вашем согласии или несогласии с результатами проверки, а также с действиями или с бездействием инспекторов. Возражения можно вписать в сам акт или оформить отдельным документом. Акт инспекторы должны составить в двух экземплярах, подписать сами, предложить подписать директору (предпринимателю) и затем передать ему один экземпляр.

Срок проведения проверки устанавливает руководитель инспекции. Он не может быть больше 20 рабочих дней с даты предъявления вам поручения на проверку полноты учета выручки и 5 рабочих дней — с даты выписки поручения на проверку применения ККТ.

Инспекторы вправе требовать у вас только те документы и сведения, которые относятся к предмету проверк и п. 35 Регламента 132н; п. 30 Регламента 133н . Поэтому если к вам пришли проверять только применение ККТ, то не должны требовать документы по учету наличных (ПКО, РКО, кассовую книгу и т. д. ) подп. 2 п. 7 Регламента 132н; подп. 2 п. 7 Регламента 133н .

См. также:  30 домов из контейнеров

Современные ККТ гораздо умнее и «функциональнее» своих предшественников. Поэтому с их помощью можно получить и проверить значительно больше данных

Если инспекторы хотят ознакомиться с документами прямо у вас на месте, проще дать им оригиналы. А вот если просят принести документы в инспекцию, лучше сделать копи и п. 35 Регламента 132н; п. 30 Регламента 133н . Не забудьте составить опись передаваемых документов и получить на ней штамп инспекции о приеме. Если же инспекторы изымают у вас оригиналы в качестве доказательств нарушения, то они должны составить протоко л ч. 5 ст. 27.10 КоАП РФ .

В Регламентах не сказано, должны ли инспекторы составить письменный запрос на необходимые им документы. Но по устному требованию лучше документы не давать — всегда просите список требуемых бумаг.

Не определен и срок представления документов. Так что, скорее всего, его проверяющие установят вам по своему усмотрению. И если в этот срок вы не уложитесь, то налоговики, возможно, попытаются вас оштрафоват ь ст. 19.7 КоАП РФ . Правда, для этого их требование о представлении документов должно быть письменным, а не устным.

Обратим ваше внимание на некоторые неоднозначные ситуации, которые могут возникнуть.

В ходе проверки полноты учета выручки инспекторы могут запросить у спецрежимников и предпринимателей на ОСНО книги учета доходов и расходов. Далеко не все заполняют такую книгу ежедневно. Что, если на момент проверки в ней нет записей о принятых за последнее время суммах, которые вовремя отражены в кассовой книге? Штрафа за неполное оприходование наличной выручки в этом случае не должно быть. Ведь такую выручку учитывают по приходным ордерам сначала в кассовой книге, а уже из нее суммы попадают в перечисленные книги учета. А нарушения в их ведении являются предметом совсем другой проверки — налоговой.

Регламент 133н предписывает инспекторам при проверке полноты учета выручки посмотреть и ваш приказ (распоряжение) о лимите остатка наличных в кассе. Но тут Минфин сам себе противоречит. Дело в том, что этот приказ не имеет отношения к предмету проверки — полноте учета наличной выручки, поскольку касается уже следующего этапа — расходования наличных из кассы. А, как мы уже сказали, документы, не имеющие отношения к предмету проверки, требовать недопустим о п. 35 Регламента 132н; п. 30 Регламента 133н . Но на деле лучше приказ о лимите все же представить, иначе инспекторы попытаются вас оштрафоват ь ст. 19.7 КоАП РФ и вам придется оспаривать штраф в суде.

  • сопоставлять данные кассовых документов с суммой наличных, находящихся в ящике ККТ;
  • сопоставлять данные различных кассовых документов между собой (например, ПКО с кассовой книгой и с книгой учета доходов и расходов);
  • изучать правильность оформления кассовых документов.

Кстати, из всех требований к ведению кассовых операций налоговики вправе проверять соблюдение только одного: полноту оприходования наличной выручк и п. 1 ст. 7 Закона от 21.03.91 № 943-1 . Но для этого инспекторам придется изучить большинство связанных с ведением кассы документов. По ним инспекторы могут обнаружить и иные кассовые нарушения. И это будет законным поводом для штрафа за ни х п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ .

 

Последовательность действий проверяющих такова.

ЭТАП 1. Инспекторы проверяют, выдаете ли вы кассовые чеки, БСО или, по требованию покупателя, документ, подтверждающий прием денежных средств за ваши товары (товарный чек, квитанцию и т. п.). Результат фиксируют в акте проверк и п. 25 Регламента 132н .

Законодательного права делать контрольную закупку налоговики не имеют, а вот снимать на камеру, кто и что у вас покупает, им дозволено

То, что проверочную (контрольную) закупку налоговики проводить не вправе, давно подтвердил ВАС Постановление Президиума ВАС от 16.06.2009 № 1988/09 . Однако Минфин в Регламенте 132н указал, что проверка выдачи кассовых чеков включает в себя приобретение товаров (работ, услуг) за наличные и их оплату. Между тем такие полномочия инспекторам могут быть предоставлены только законом, а ведомственного нормативного акта (каким является Приказ Минфина об утверждении Регламента) для этого недостаточно. Поэтому штраф по результатам контрольной закупки по-прежнему можно оспорить в суде. А инспекторы вправе лишь наблюдать, как вы выдаете чеки другим покупателям, и вести при этом видео- или аудиозапис ь п. 23 Регламента 132н .

Другой предписанный Регламентом 132н способ выявления случаев невыдачи чеков — «аналитические процедуры». Их проводят еще до того, как предъявят вам поручение на проверку. Поэтому речь идет, видимо, о ситуациях, когда к инспекторам попали кассовые чеки, выбитые от имени вашей организации (предпринимателя). Тогда они по своим данным проверят, зарегистрирована ли на вас такая ККТ. А если выяснят, что зарегистрирована, то позже, уже после того, как предъявят вам поручение, посмотрят, есть ли данные об этих чеках в фискальной памяти ККТ.

ЭТАП 2. Вместе со служебными удостоверениями налоговики предъявляют вам поручение на проведение проверки и предлагают его подписать. Если директора (предпринимателя) на месте нет или он отказывается ставить подпись, делают об этом отметку в поручении.

ЭТАП 3. Налоговики запрашивают документы. Получение документов фиксируют в акте проверк и пп. 34, 37, 38 Регламента 132н .

Обратите внимание, если вы на ЕНВД и не используете ККТ и БСО, то по Регламенту инспекторы вправе требовать у вас документы, связанные с выдачей товарных чеков, квитанций или других документов, подтверждающих прием денег за товары и работы. Не ясно, что за документы тут имеет в виду Минфин. Обязанности хранить у себя копии товарных чеков и квитанций и как-то их регистрировать у вмененщиков нет. Проверка наличия пустых бланков этих документов инспекторам ничего не даст — их отсутствие не является нарушением. Впрочем, вероятность того, что инспекторы придут с проверкой полноты учета выручки к вмененщикам, невелик а Письмо ФНС от 21.12.2011 № АС-4-2/[email protected] .

ЭТАП 4. Инспекторы проверяют соблюдение порядка и условий регистрации ККТ и ее применения. Результат фиксируют в акте.

По всем нарушениям инспекторы могут принять от вас письменные объяснения (замечания, возражения) и сделать об этом запись в акте проверки.

По почте отправить акт налоговики могут, только если директор (предприниматель) на тот момент отсутствует или уклоняется от подписания акта.

Если инспекторы нашли нарушения, то акт послужит основанием для составления протокола и наложения штрафа. За что могут оштрафовать?

Штраф — от 40 000 до 50 000 руб. для организаций и от 4000 до 5000 руб. для должностных лиц и предпринимателе й примечание к ст. 2.4 КоАП РФ — возможе н ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ :

  • за неоприходование или неполное оприходование в кассу наличных;
  • несоблюдение порядка хранения свободных (сверхлимитных) наличных;
  • накопление в кассе наличных сверх лимита;
  • расчеты наличными с организациями или предпринимателями на сумму больше 100 000 руб. по одному договор у п. 1 Указания ЦБ от 20.06.2007 № 1843-У .

А оштрафовать на сумму от 1500 до 2000 руб. продавца-кассира, от 3000 до 4000 руб. — директора (ИП) и от 30 000 до 40 000 руб. — организацию инспекторы могу т ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ :

  • за неприменение ККТ или БСО;
  • применение техники, которая не соответствует предъявляемым к ККТ требованиям;
  • применение ККТ с нарушением порядка работы с ней и ее регистрации;
  • применение БСО с нарушением требований к ним;
  • невыдачу чека, БСО (если вы вправе выдавать их вместо кассовых чеков) или иного документа об оплате по требованию покупателя (если вы вправе не использовать ККТ и БСО).

Минфин предлагает «пострадавшим» от проверки не по правилам пожаловаться на инспекторов либо письменно — в УФНС, либо через электронную форму на сайте ФНС или УФНС. Жалобу могут рассматривать долго: 30 календарных дней с возможностью продления еще на 30. В результате вам сообщат о мерах, принятых в отношении инспекторов, которые нарушили ваши прав а пп. 61, 68, 69, 72 Регламента 132н; пп. 62, 68, 69, 79 Регламента 133н .

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дизайн интерьера и ремонт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: