Искусство архитектуры в современном понятии

Сегодня мы подготовили статью на тему: «искусство архитектуры в современном понятии», а Анатолий Беляков подскажет вам нюансы и прокомментирует основные ошибки.

Архитектура как искусство зародилось много
веков назад, поэтому историю ее возникновения и развития можно сравнить с
только что историей самого человечества. Слово «архитектура» в
переводе с латинского обозначает искусство создавать простые и самые необычные проекты домов и
прочих зданий, а затем строить по ним различные сооружения. В результате чего
человек создает для себя материально упорядоченную зону проживания, необходимую
ему как для полновесной жизни, так и для трудовой деятельности.

Зачастую архитектуру сравнивают
с застывшей музыкой: подчиняясь своим законам она напоминает
нотное письмо, где основными составляющими любого произведения являются идея и ее вещественное олицетворение. По достижению гармоничного слияния
этих элементов, будь то деятельность архитектора или расчетная работа дизайнера на дому, результат
их участия в зодческом деле будет действительно изящным и восхитительным.

 

Каждая человеческая
цивилизация развивалась с характерным ей архитектурным стилем, который
символизировал определенный исторический период, его характер, основные черты и
политическую идеологию. Архитектурные памятники способны донести вековую
информацию о том, что люди ценили в момент их возведения, что на тот момент являлось
эталоном красоты в искусстве архитектуры, насколько
просвещенным в плане культурного развития был их образ жизни и пр. Крупнейшие древние
цивилизации до сих пор очень часто ассоциируются у нас с несравненными архитектурными
шедеврами, которые сохранились после них до наших дней. Это и сказочный Египет со
своими дивными пирамидами, и Великая стена в экзотическом Китае, и
величественный Колизей как исторический архитектурный след существования Римской
империи… Подобных примеров бесконечное множество.

История архитектуры является
самостоятельной наукой одновременно двух профилей: теоретического и
исторического. Данная особенность предопределена спецификой самого предмета, куда
входит история возникновения и развития архитектуры в целом, теоретические
знания об архитектуре, архитектурная композиция, архитектурный язык, а также
наблюдение за общими признаками и чертами архитектуры определенного времени и
места, что дает возможность распознавать различные его стили. Более подробно об
этом можно узнать из следующей схемы:

История архитектурного искусства:

Архитектура Средневековья и эпохи
Возрождения

  • Конструктивизм
  • Модернизм
  • Постмодернизм
  • Деконструктивизм
  • Хай-тек

Эпоха бурного технического
развития в современном мире дает архитекторам бесконечное количество
возможностей воплощать в реальность самые смелые идеи и задумки, благодаря чему
сегодня существуют такие архитектурные стили, как хай-тек и модерн. Им, в сравнении,
например, с противоречивым барокко или древнейшим романским направлением свойственна
смелость и настойчивость решений, яркость идей и многообразие материалов.
Однако, несмотря на стремительное и напористое движение новых современных
течений, старинные особняки, дворцы и соборы, которые играют важную роль
своеобразного символа того города или государства, где они расположены, никогда
не утратят свое очарование и притягательность. Эти здания как будто существуют
вне всякого времени, вызывая трепет и восторг у истинных ценителей искусства архитектуры.

Архитектура как искусство строительства,
которое формирует условия жизненного пространства человека через совокупность конкретных
зданий и сооружений, разделяется на определенные виды:

  1. Архитектура объемных
    сооружений
    . Сюда включены жилые дома, общественные здания (магазины, школы,
    стадионы, театры и пр.), промышленные сооружения (электростанции, фабрики и
    заводы и пр.);
  2. Ландшафтная архитектура. Этот вид связан непосредственно с организацией садово-парковой зоны: улицы,
    бульвары, скверы и парки с наличием «малой» архитектуры в виде беседок,
    мостиков, фонтанов, лестниц;
  3. Градостроительство. Оно охватывает
    создание новых поселков и городов, а также реконструкцию старых городских
    районов.

Каждое отдельное здание или
их комплексы и ансамбли, парки, проспекты, улицы и площади, целые города и даже
небольшие поселки способны вызывать у нас конкретные чувства и настроения, заставить нас переживать
непередаваемые эмоции. Это происходит посредством воздействия на них
определенной идеи и смысловой информации, которую авторы вложили в свои
архитектурные произведения. Любая постройка подчиняется конкретному назначению,
чему должен соответствовать и ее внешний вид, что настраивает людей на установленный
лад. Основа работы архитектора и заключается в поиске наиболее удачной
композиции, которая будет максимально гармонично сочетать в себе различные
части и детали будущего здания, а также отделку поверхности создаваемого «шедевра»
архитектуры. Главным художественным приемом эмоционального влияния на созерцателя
является форма здания и его составляющих, которая может быть легкой или тяжелой,
спокойной или динамичной, однотонной или цветной. Однако, обязательным условием
здесь является согласование всех отдельных частей между собой и со всем зданием
в целом, создавая неразделимое впечатление гармонии. Достигнуть этого творцам искусства архитектуры помогают различные художественные приемы:

  • симметричная и
    асимметричная композиция;
  • горизонтальный и вертикальный ритм;
  • освещение и цвет.

Немалую помощь архитекторам
оказывает, безусловно, современная техника. Это новейшие разработки конструкций
и материалов, мощные строительные машины, благодаря чему изо дня в день рождаются
все более усовершенствованные типы зданий, увеличивается размах и скорость строительства,
задумываются новые города.

Архитектура современного города как наука и искусство

Архитектура современного города отличается многообразием и стремительностью, развиваясь наравне с техническим прогрессом. По построенным в определенную эпоху зданиям можно наблюдать различные стили, ценности и стремления человека к удовлетворению собственных потребностей.

Древние города Греции и Римской империи до сих пор считаются шедеврами далекой эпохи, гимном красоте и величию созидающего человека. Знаменитые здания и памятники античной архитектуры являются достоянием мировой культуры и наследием прогрессивного человечества. По мнению историков и искусствоведов, без фундамента, заложенного в те древние времена, современная Европа не смогла бы существовать.

Нет тематического видео для этой статьи.

 

Поэтому очевидна связь архитектуры исторического города с архитектурой современного города, ведь планирование территории поселения и возведение в нем зданий, называемое градостроительством, осуществлялось с давних времен. Однако принципы эти для различных эпох и стран сильно отличались.

В Древней Греции политическим, религиозным и культурным центром поселения был храмовый комплекс, а от него отходили проложенные по прямоугольной сетке улицы. Античные храмы в Греции начинали строиться по правилам ордерной системы, что впоследствии оказало большое влияние на всю историю мировой архитектуры.

В те времена были основаны и установлены определенные правила соотношения конструктивных частей зданий и их декоративного оформления, что и получило впоследствии название ордера. Конструкция и композиция храмов были основаны на колоннах и балках, которые имели установленную форму и взаимное расположение.

Классическая ордерная система (дорическая, ионическая, коринфская), за многие века претерпевшая эволюционные изменения, сыграла огромную роль в формировании и развитии европейской архитектуры. Однако при строительстве современных общественных зданий она чаще всего используется архитекторами только в качестве стилизации или декоративных элементов.

Поэтому древнегреческая ордерная система в архитектуре современных городов сохранилась преимущественно в исторических памятниках и застройке старых районов.

Для средневекового города характерно наличие крепости, окруженной высокой каменной стены и рвом с водой, что выполняло оборонительные функции для проживающих в нем жителей. Позднее европейские города строились вокруг здания главного кафедрального собора, рядом с которым обычно размещали ратушу и рыночную площадь. Улицу прокладывали от ворот крепости до центра.

Аналогично проектировались города на Востоке: в центральной части располагалась мечеть и минареты, рядом — медресе (религиозная школа), дворец правителя и караван-сарай, от них расходились дороги и жилые кварталы.

Для планирования древнерусских городов характерно органичное вписывание его в окружающий ландшафт и расположенные недалеко сельские поселения. Как правило, град строился на возвышенности, откуда были хорошо видны окрестные поля и деревни.

Эпоха Возрождения принесла другие принципы градостроительства: улицы планировали строго перпендикулярно, главные выходили на красивые архитектурные ансамбли или дворцы. Примером этого может служить Санкт-Петербург, возведенный по личным указаниям Петра Первого, который принимал участие и в составлении его плана.

Архитектура современного города удивляет и поражает. Она прошла долгий путь становления. Только за последнее столетие в рамках дисциплины или, если изволите, отрасли искусства, появилось несколько основных направлений, каждое из которых отличается оригинальностью конструкций, форм и тесно связано с использованием новых материалов. Были придуманы и новые термины. Для того чтобы выяснить, какие понятия появились в архитектуре современных городов, рассмотрим основные стили зодчества, характерные для прошедшего столетия: конструктивизм, функционализм, модернизм, ар-деко и др.

Начало развитию этого стиля было положено в 1920-е французским архитектором Ле Корбюзье (1887-1965). В своих постройках он впервые начал применять сборные модули, состоящие из железобетонных конструкций. Самое знаменитое здание в стиле конструктивизма по проекту Корбюзье — капелла Нотр-Дам-дю-О, католическая церковь, построенная из бетона на Вогезском холме (г. Роншан, Франция). Идея создания криволинейной асимметричной крыши, напоминающей морскую раковину, позволила идеально вписать строение в ландшафт и воплотить мысли о защищенности происходящего таинства внутри.

См. также:  Строительство бетонных ступеней для лестниц

Однако в архитектуре современных городов увлечение готовыми сборными блоками привело к обезличиванию зданий. Особенно это касается многоэтажной жилой застройки так называемых «спальных» районов. По мнению психологов, люди, живущие в таких серых «коробках», чувствуют негативное эмоциональное напряжение. Целые районы одинаковых серых зданий, окруженные дорогами, бетонными заборами и скудной растительностью, являются примером неблагоприятной среды, которая не обеспечивает комфортную жизнь, а наоборот, вызывает агрессию и неприятие.

Модерн — стиль, распространившийся в Европе в начале 20 в. вместе с одноименным направлением искусства. Другие его названия:

  • ар-нуво (новое искусство) — был принят во Франции;
  • югенштиль — в Германии;
  • русский модерн — в России.

Его отличительной чертой стал синтез одновременно нескольких течений мировой культуры. Здания, построенные в стиле модерна, объединяются элементы нескольких архитектурных направлений: готики, рококо и др. Еще одно отличие от ордерной системы и других направлений — асимметрия фасадов, отсутствие прямых углов и линий, формы часто заимствованы у природы, а при постройке применяются новые материалы и технологии (металлические и стеклянные детали и декор).

Главная задача архитектуры модерна — создание зданий, которые одновременно отвечают требованиям эстетики и красоты и функциональности. Вследствие этого много внимания уделено интерьерным решениям с тщательной проработкой лестниц, балконов и других конструктивных элементов. Ярким представителем стиля является испанский архитектор Антонио Гауди (1852-1926), который стал новатором архитектуры этой эпохи.

В стиле русского модерна в полной мере отражены национальные черты. Зодчие возводили постройки, напоминающие византийские храмы и боярские хоромы, применяя как традиционные (кирпич, дерево, камень), так и более современные материалы (сталь, бетон, стекло). В декоративной отделке зданий часто использовали природные силуэты и растительные орнаменты, украшением многих стали большие окна с разноцветными витражами, скульптурные композиции над дверями и окнами. Один из знаменитых русских архитекторов Ф. О. Шехтель (1859-1926) построил в стиле русского модерна особняки Рябушинского и Дерожинской, Ярославский вокзал в Москве и др.

Одним из ответвлений модернизма стал появившийся в 1950-1970 годы стиль брутализм, а также необрутализм (термин происходит от фр. béton brut — “необработанный бетон”). Его создателей Элисон и Питера Смитсонов вдохновили возможности пластичности армированных бетонных конструкций.

Представителем модерна, смешанного с авангардизмом (такой неординарный стиль называют иногда биоморфным), был архитектор немецкого происхождения Фр. Хундертвассер (1928-2000). Дома, возведенные по его проектам, отличаются неповторимостью и оригинальностью как по форме, так и по цветовой насыщенности.

 

Ар-деко — течение в искусстве и архитектуре, появившееся в 1920-е в Париже. Его отличительные черты: использование строгой закономерности, этнических геометрических узоров, дорогих материалов в интерьере.

Основоположник стиля органической архитектуры Ф. Л. Райт (1807-1956) при разработке и конструировании зданий применял принципы гармоничного размещения объектов в окружающем пространстве и пейзаже. При этом для возведения дома применялись только экологически безопасные материалы: дерево, природный камень, а также железобетон. Примером дома, выполненного в этом стиле, является «Дом над водопадом», который с 1966 г. считается Национальным историческим памятником США.

В начале 21 в. произошел всплеск интереса к этому стилю в архитектуре, что дало толчок появлению стиля био-тек, который пропагандирует возведение зданий по аналогии с природными органическими формами.

Функционализм — архитектурное направление, появившееся в Нидерландах и Германии в середине 20 века, которое придерживается принципов соответствия здания тому предназначению или процессу, для которого оно построено. В основе его использованы достижения строительной технологии и новые приемы, позволяющие быстро возводить стандартные квартиры по секциям из сборного железобетона.

Именно в стиле функционализма и возводятся высотные офисные и жилые здания, составляющие силуэт современного города. Архитектура строений в этом направлении имеет следующие основные признаки:

  • использование прямых углов и форм, крупных плоскостей;
  • в качестве материала применялись монолитные и сборные секции железобетона, стекло, изредка — кирпич;
  • плоские крыши;
  • для многоэтажных и промышленных зданий характерно горизонтально-полосное расположение остекления фасадов;
  • нижние этажи имеют более широкое пространство и используются под магазины и другие общественные заведения.

Рационализм — авангардистский стиль в архитектуре и искусстве, возникший в советский период в 1930-х. Для зданий, построенных в этом направлении, характерны лаконичные формы, строгие и рациональные. По содержанию стиль близок к конструктивизму.

Одна из градостроительных концепций возникла в начале 20 в., после выхода книги Э. Говарда «Города-сады», в которой автором были предложены совершенно новые идеи и схемы возведения городов. Были предложены планы и оригинальные особенности архитектуры современного города, располагавшегося на общинных землях. Целью устройства поселения было создание хороших социально-бытовых условий для малообеспеченных слоев населения в пределах пригородных поселков на окраинах мегаполисов.

За последние десятилетия многими зодчими было построено множество интересных и оригинальных объектов архитектуры. Современного города — чудо инженерной мысли. Для максимальной выразительности художественного образа архитекторы успешно используют в проекте принципы гармоничного сочетания с окружающим пространством, асимметрии, контрастного противопоставления различных плоскостей и др.

Все современные здания — это, как правило, небоскребы или высокие многоэтажки, которые возводятся в США, ОАЭ, Индии, Сингапуре и т. д. При их возведении используются передовые научно-технические разработки, разнообразные строительные и отделочные материалы, оригинальные возможности фактуры и цвета. Некоторые созданы архитекторами с мировым именем, другие — талантливыми молодыми зодчими.

По всему миру можно найти интересные и оригинальные города, и сказать, какие среди них лучшие, достаточно сложно. 21-й — век глобализации в архитектуре, искусстве и других направлениях, в нем происходит стирание различий между западными и восточными стилями, мегаполисы тянутся вверх, а здания в них соревнуются не только по высоте, но и по оригинальности и вычурности.

Ниже перечислены некоторые лучшие города с современной архитектурой:

  • Чикаго — является одним из первых высотных мегаполисов, первые многоэтажные здания здесь были построены еще в 19 в. Множество интересных вертикальных построек были сделаны по проектам Л. Салливана, позднее здесь работали Ф. Л. Райт, Людвиг Мис ван дер Роэ и др. Город считается образцом модернизма в области архитектуры.
  • Пекин, Хошимин, Шанхай и другие города Азии представляют собой смешение зданий, построенных в колониальном стиле, и современных небоскребов, вознесшихся к небу за последние 20 лет.
  • Токио — был практически возрожден из руин после Второй мировой войны, его архитектурной особенностью стало строительство высотных зданий с учетом передовых технологий и инноваций.
  • Дубай стремительно взлетает вверх и одновременно покоряет морские просторы, т. к. многие небоскребы строятся на искусственных насыпных островах. Большинство проектов выглядит футуристично и фантастично, самый известный из них — башня “Бурдж-Халифа” высотой 828 м, построенная архитектором из США Э. Смитом.

Архитектура современных городов — искусство и наука, для которых характерно смешение стилей и нарушение классических традиций и стереотипов. Многие из возведенных неординарных зданий одним своим внешним видом могут вызвать бурю положительных эмоций, заставляя восхищаться, и одновременно шокируют оригинальностью и необычностью.

Архитектурная философская концепция изложена в трудах Гегеля «Эстетика». Положения, выдвигаемые Гегелем относительно архитектуры в качестве вида искусства, представляют собой не просто исторический интерес. С точки зрения архитектуры 19-20 века вклад Гегеля в развитие данного подхода требует очень внимательного отношения.

Гегелевская концепция духа и духовной человеческой культуры больше чем другие философские концепции дает понимание процессов, которые происходят в духовной культуре человечества. Фактически философское наследие Гегеля находится накануне своего Ренессанса. Надо отметить, что концепция искусства освещена очень убедительно здесь. Архитектура – это особый вид искусства.

Гегель говорил, что искусство превращается в особенное искусство тогда, когда содержание его вступает в практическое внешнее бытие. При этом, содержание конкретного искусства есть внутреннее содержание, исходящее из духа. Поэтому архитектура на стадии строительства – еще не искусство. Это совсем не начало, дающее далее поступательное движение до сегодняшних дней. Понятие искусства архитектуры требует показать его возникновение как собственно искусства. Материальная оболочка должна стать проявлением духовного, внутреннего содержания.

См. также:  Может ли заменить солнцезащитная пленка традиционную штору для окон

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

 

Гегель считал, что дом, здание несет основную цель – вместилище человека. Эта первая цель находится вне искусства. Ведь желание человека прыгать и петь, еще не является танцем, поэзией или музыкой. Надо найти начальный момент, не включающий в себя связь человека и здания в качестве среды окружения. Момент, когда не разделяется духовное предназначение и утилитарное назначение.

В этом отражается важный момент гегелевского понимания такого явления как архитектура. Гегель осознает самостоятельность архитектурного произведения – вида искусства. В нем он видит воплощение чувственно воспринимаемого момента духовного, человеческого мира.

Рисунок 1. Пизанская башня. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

По Гегелю, истоки архитектуры соответствуют символической стадии развития искусства. Он считал, что архитектура реализует принцип символизма искусства, который заключается в способности намекать на заложенный в нее смысл во внешних элементах. Смысл архитектуры надо искать не в разделении, а во внутренней целостности. Если бы человек не искал отображение души во внешнем материале, то все его творения были бы достаточно однообразны.

Согласно рассуждениям Гегеля об архитектуре, можно сделать следующие выводы:

  • архитектура по содержанию и по способу изображения носит символический характер;
  • архитектура нагромождает формы, не проявляя дух в адекватной форме, а воссоздает символическую форму;
  • архитектура объединяет в себе: утилитарное, практическое, духовное назначение.

Архитектура проходит следующие этапы в своем становлении, по мнению Гегеля:

  • символический этап, этап самостоятельной архитектуры;
  • классический этап, на котором формируется индивидуальное духовное начало и зодчество лишается самостоятельности;
  • этап романтической архитектуры.

Искусство архитектуры в теории понятно и доступно каждому человеку. Но фактически оно далеко не всегда доступно и понятно людям в проявлениях именно как вида искусства. Предположительно, полезность различных сооружений, ставшая предметом оценки архитектурной ценности, параллельно создает стену в постижении образа архитектурных сооружений именно как произведений искусства.

Архитектура – искусство возведения построек, соответствующих определенным целям и отражающих уровень развития производства. Оно характеризуется уровнем сочетания функциональности с эстетической архитектурной формой.

Архитектура триедина, она сочетает три параметра:

Такое триединство является основной сложностью в понимании архитектуры как вида искусства, а также его изучении. Как любой вид искусства архитектура обладает собственными целями, выразительными средствами, способами, приемами, спецификой восприятия, своей историей. Поэтому, процесс овладения базовыми знаниями об архитектуре, изучения истории архитектуры должен быть релевантен особенностям данного вида искусств. Задачи изучения архитектуры, совпадающие с задачами получения общих знаний об истории, науке, культуре, должны отражать требование освещения роли архитектуры в историко-культурном процессе мирового масштаба.

Рассмотрение архитектуры в качестве духовной и материальной основы жизнедеятельности человечества будет не полным, если посмотреть на нее с точки зрения профессиональной деятельности, которая включает в себя практическую проектную деятельность, деятельность архитектора-педагога, научные изыскания в архитектуре. Изучение природы, особенностей, закономерностей архитектурного образа является базой для изучения архитектурного произведения. Реальность как строительный материал целостного архитектурного образа, множественность его значений, недосказанность, индивидуальность, обобщение, ассоциативность, метафоричность, парадоксальность, пути их понимания – это есть возможные направления для вхождения в архитектурный мир, который часто называют второй природой.

Архитектура – абсолютно самостоятельное направление в искусстве, при помощи которого архитекторы воплощают свое видение мира, посредством строительных материалов в художественных образах выражают общественные идеи своего времени. Самыми выразительными характеристиками любой цивилизации являются ее сооружения – архитектурные объекты. Они помогают оценить уровень интеллектуального, культурного развития определенного народа, и в целом общества.

Рисунок 2. Архитектура как вид искусства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Оригинальными художественными средствами архитектуры являются:

  • композиция;
  • тектоника;
  • масштаб;
  • пропорции;
  • ритм;
  • пластика объемов и поверхностей;
  • фактура и цвет строительных, отделочных материалов;
  • синтез искусств.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Архитектура — это емкое понятие, включающее в себя несколько важных определений. Во — первых, архитектура — это наука о правилах строительства зданий и сооружения различного назначений, а также частных жилых домов и многоэтажек.

Во — вторых, архитектура — это совокупность всех объектов, построенных на какой — либо единице объема земельной площади ( улице, квартале, микрорайоне или в целом городе). С помощью грамотно продуманного ансамбля построек создается организованная инфраструктура, чрезвычайно важная для жизнедеятельности населения.

И, наконец, архитектура — это самостоятельное направление в искусстве, с помощью которого профессиональные специалисты — архитекторы могут воплотить свое видение мира, а также с помощью строительных материалов в художественных образах выразить общественные идеи своего времени. Вот таким сложным и многогранным определением можно передать смысл термина » архитектура».

И действительно, наиболее выразительной характеристикой каждой цивилизации являются ее постройки — то есть, архитектурные объекты. Именно они помогают судить об уровне интеллектуального и культурного развития того или иного народа, и общества в целом. Зачастую объекты архитектуры выступают символами определенной политической эпохи или в виде произведений искусства.

Слово » архитектура» имеет сложное происхождение. Оно происходит от польского слова » architektura», которое было ранее позаимствовано из латинского » architektura». В свою очередь, в латинском языке это слово образовалось от слова » architectus» — архитектор .

А термин » архитектор» своим происхождением обязан соединению двух древне -греческих слов: » архи» — » старший», » главный», » начальник» и » тектон» — » строитель», » плотник» или » мастер». Следовательно, архитектура является плодом творчества архитектора — в дословном переводе с греческого » старшего плотника».

По сравнению со многими другими видами искусства, архитектура обладает многими неоспоримыми преимуществами:

  • объекты архитектуры отличаются долговечностью и способны многие века украшать собой населенные пункты;
  • здания и сооружения находятся в неизменном виде, не исчезая и не развиваясь во времени;
  • архитектурные объекты являются осязаемыми предметными произведениями искусства, их можно увидеть и при необходимости потрогать;
  • постройки создаются из строительных материалов с помощью человеческих рук, инструментов и специальной техники.

 

Существует несколько основных разделов архитектуры, среди которых можно назвать:

  • Градостроительство — проектирование отдельных районов города и устройство архитектурного облика всего города в целом.
  • Архитектура ландшафта ( ландшафтный дизайн ) — этот вид предусматривает устройство парков, садов, водоемов и других объектов ландшафта и растительности. Ландшафтный архитектор выполняет работы по озеленению микрорайонов в городе, приусадебных участков, а также садов и парков.
  • Дизайн интерьера — этот вид деятельности архитектора предусматривает работу по оформлению внутреннего пространства помещений для создания уютной, функциональной и гармоничной обстановки.
  • Малые архитектурные формы — вид архитектуры, занимающейся изготовлением небольших декоративных или мемориальных объектов. Это могут быть ограды, выполненные из различных видов материалов, а также памятники и надгробия ритуального характера, фонари городского уличного освещения или носители информации — стенды для размещения рекламы.

Постройки каждого исторического периода отличаются особенными, самыми характерными чертами. Эти признаки проявляются в разновидностях использованных строительных материалов, а также в особенностях конструкции и функционального назначения предметов архитектуры. Важное значение имеет и эстетическая, художественная сторона архитектурного объекта.

Существует достаточно большое количество стилей архитектуры , среди которых можно назвать следующие:

  • первобытная архитектура ( мегалитические постройки);
  • архитектура античного периода;
  • романская архитектура;
  • готический стиль;
  • архитектура Возрождения;
  • барокко в архитектуре;
  • стиль рококо в архитектуре;
  • классическая архитектура;
  • эклектика в строительстве;
  • модерн;
  • модернизм;
  • конструктивизм;
  • постмодернизм;
  • хай — тек в архитектуре;
  • деконструктивизм;
  • динамическая архитектура.

Все они отличаются друг от друга характерными особенностями. Многие из стилей архитектуры используются в творчестве архитекторов и на сегодняшний день. При этом наиболее креативные специалисты работают над созданием необычных домов , внешний облик которых не вписывается ни в одни из существующих архитектурных стилей.

Архитекту́ра (лат. architectura от др.-греч. αρχι — старший, главный и др.-греч. τέκτων — строитель, плотник) — искусство проектировать, строить здания и сооружения (также их комплексы). Архитектура непременно создает материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества [1] .

См. также:  Шторы вместо перегородки в квартире

Архитектурой также называют облик зданий и сооружений, а также и сами здания и сооружения собирательно [2] [3] .

Архитектурные работы часто воспринимаются как культурные или политические символы, как произведения искусства. Исторические цивилизации характеризуются своими архитектурными достижениями. Архитектура позволяет выполняться жизненным функциям общества, в то же время направляет жизненные процессы. Однако архитектура создается в соответствии с возможностями и потребностями людей [3] .

Предметом работы с пространством является и организация населенного места в целом. Это выделилось в отдельное направление — градостроительство [3] , которое охватывает комплекс общественно-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, санитарно-гигиенических проблем. По этой же причине трудно дать правильную оценку архитектурному сооружению, не зная градостроительства. Почти все известные градостроители имели архитектурное образование [4] .

В русском языке имеется оригинальное слово для обозначения строительного искусства: «зодчество» (ст.-слав. «зьдьчий» от «зьдь» — глина, материя) [7] .

Архитектор (от др.-греч. αρχι- (главный, старший) и др.-греч. τέκτων (плотник, строитель) — «главный строитель» [8] ) — специалист, занимающийся архитектурным проектированием, то есть разработкой планов зданий, их фасадов — в целом и в деталях, а также внутренних пространств. В Российской Федерации высшее архитектурное образование предоставляется по специальности 270100 «Архитектура», а также по специальности 270900 «Градостроительство» [9] .

Как вид искусства архитектура входит в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах.

Историческое развитие общества определяет функции и типы сооружений (здания с организованным внутренним пространством, сооружения, формирующие открытые пространства, ансамбли), технические конструктивные системы, художественный строй архитектурных сооружений.

По способу формирования образов архитектуру относят к неизобразительным (тектоническим) видам искусства, которые пользуются знаками, не допускающими узнавания в образах каких бы то ни было реальных предметов, явлений, действий и обращённых непосредственно к ассоциативным механизмам восприятия [11] .

По способу развёртывания образов архитектуру относят к пространственным (пластическим) видам искусства, произведения которых:

  • существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени;
  • имеют предметный характер;
  • выполняются путём обработки вещественного материала;
  • воспринимаются зрителями непосредственно и визуально [11][12] .

Объёмно-планировочное проектирование (архитектура в узком смысле, зодчество) — основной раздел архитектуры, связанный с проектированием и строительством зданий и сооружений.

Архитектурная деятельность — профессиональная деятельность архитекторов, имеющая целью создание архитектурного объекта и включающая в себя

  • творческий процесс создания архитектурного проекта,
  • координацию разработки всех разделов проектной документации для строительства или для реконструкции,
  • авторский надзор за строительством архитектурного объекта

В середине XX века архитектурная профессия разделилась на две ветви: «объёмное проектирование» (которое ведает проектированием зданий — «объёмов»), и «градостроительство» (то есть проектирование городских районов или крупных многофункциональных комплексов).

Градостроительство — раздел архитектуры, решающий задачи проектирования и развития городской среды. В том числе комплексно охватывает вопросы развития планировочного решения города, строительства новых объектов, санитарно-экономические и экологические проблемы.

Одним из основоположников современного градостроительства считается Ле Корбюзье [13] . Ему принадлежит большое количество градостроительных проектов (1922—1945), в которых проведена идея «свободного городского плана», или «зеленого города» («Лучезарный Город» — по Ле Корбюзье) — идея, получившая настоящее распространение лишь во второй половине XX века.

 

Весьма важным (и дискуссионным) является вопрос о соотношении архитектуры и градостроительства

О соотношении понятий архитектуры и градостроительства пункт 92 Афинской хартии (градостроительного манифеста, составленного Ле Корбюзье и принятого конгрессом CIAM в Афинах в 1933 году) говорит следующее:

Из сказанного следует, что Афинская хартия первичной считает архитектуру, исходя из принципа сомасштабности человеку: «Человек — мера всех вещей».

Однако существуют иные мнения. В частности, Зигфрид Гидион пишет [14] :

Очевидно, такой подход основан не на масштабе отдельного человека, а на масштабе крупных социальных групп, общества в целом.
Советская градостроительная школа также учила мыслить масштабами города как среды [15] :

Современное российское законодательство также рассматривает градостроительную деятельность как более широкое понятие, нежели архитектурную деятельность. В соотв. со ст. 1 ГСК РФ:

В конце XX века, из градостроительства, на стыке социологии и общей теории систем, выделилась как самостоятельная дисциплина урбанистика, имеющая своим предметом город и принципы городского развития [источник не указан 586 дней] .

Ландшафтная архитектура — раздел архитектуры, посвящённый организации садов, парков и других сред, в которых материалом является ландшафт и естественная растительность. Ландшафтный архитектор занимается разбивкой парков садов, озеленением городских микрорайонов и придомовых участков.

Дизайн интерьера — это профессиональная творческая деятельность архитекторов и дизайнеров по созданию функционального, эргономичного и эстетичного пространства внутри помещения архитектурно-художественными средствами.

Архитектура малых форм — раздел архитектуры, к которому относятся объекты функционально-декоративного (напр., ограды), мемориального характера (напр., надгробия), объекты, являющиеся частью городского благоустройства (напр., фонари), объекты-носители информации (напр., стенды, рекламные щиты).

«Бумажная архитектура» — теоретическая деятельность архитекторов, состоящая в проектировании архитектурных форм без цели их последующей материализации. Пример бумажной архитектуры — графические циклы Якова Георгиевича Чернихова.

Life Mounds at Jupiter Artland. Арх. Чарльз Дженкс

Интерьер Galleria Department Store, Сеул. Арх. UNStudio

Строительный словарь [16] определяет теорию архитектуры как науку о природе и специфике архитектуры и о её общих закономерностях.

Основа предмета теории архитектуры — общие закономерности возникновения, развития и функционирования архитектуры как искусства, её сущность, содержание и формы.
Также в предмет теории архитектуры входит система основных понятий (категорий).

  • Архитектура основывается на трёх началах: прочность (лат.firmitas ), польза (лат.utilitas ) и красота (лат.venustas ). Марк Витрувий Поллион. Десять книг об архитектуре [18] . Книга I
  • Архитектура — это музыка в пространстве, как бы застывшая музыка. Философ Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг[19]
  • Архитектура — это упорядочение света. Антонио Гауди[17]
  • Архитектура заключается в том, чтобы превратить дешёвый камень в камень из чистого золота. Алвар Аалто[17]
  • Пространство, а не камень — материал архитектуры. Николай Александрович Ладовский [17]
  • Я верю в то, что архитектура — разумный способ организации пространства. Луис Кан[17]
  • Архитектура — это укрытие с декорацией на нём. Роберт Вентури[20]
  • Я могу сказать, чем архитектура не является. Это не жилье и не функциональность. Питер Эйзенман[17]

История архитектуры представляет собой науку, исследующую функциональное, техническое и эстетическое развитие архитектуры во времени и пространстве.

Архитектурный стиль может определяться как совокупность основных черт и признаков архитектуры определённого времени и места, проявляющихся в особенностях её функциональной, конструктивной и художественной сторон (назначение зданий, строительные материалы и конструкции, приёмы архитектурной композиции). Понятие архитектурного стиля входит в общее понятие стиля как художественного мировоззрения, охватывающего все стороны искусства и культуры общества в определённых условиях его социального и экономического развития, как совокупности главных идейно-художественных особенностей творчества мастера.

Хотя развитие архитектуры напрямую зависит от времени, не всегда стили сменяют друг друга последовательно, известно одновременное сосуществование стилей как альтернативы друг другу (например, барокко и классицизм, модерн и эклектика, функционализм, конструктивизм и ар-деко) [21] .

Архитектурный стиль, как и стиль в искусстве вообще, — понятие условное. Он удобен для осмысления истории европейской архитектуры. Однако для сопоставления истории архитектуры нескольких регионов стиль как описательное средство не подходит.

Существуют такие стили (например, модерн), которые в различных странах именуются по-разному.

В рамках постмодернистской парадигмы оформилось множество направлений, которые существенно различаются по философии и языковым средствам. Пока идут научные споры о самостоятельности того или иного направления, нет и не может быть единства в терминологии.

Несмотря на указанные недостатки, стиль как описательное средство является частью научного метода истории архитектуры, поскольку позволяет проследить глобальный вектор развития архитектурной мысли. Принято выделять архитектурные стили глобального значения:

  • Первобытная архитектура
  • Античная архитектура. VIII в. до н. э. — V в. н. э.
  • Романский стиль. X—XII вв.
  • Готика. XII—XV вв.
  • Возрождение. Нач. XV — нач. XVII в.
  • Барокко. Кон. XVI века — кон. XVIII в.
  • Рококо. Нач. XVIII — кон. XVIII в.
  • Классицизм. Сер. XVIII—XIX в.
  • Эклектика. 1830-е — 1890-е гг.
  • Модерн. 1890-е — 1910-е гг.
  • Модернизм. Нач. 1900-х — 1980-е гг.
  • Конструктивизм. 1920-е — нач. 1930-х гг.
  • Постмодернизм. С сер. XX в.
  • Хай-тек. С кон. 1970-х гг.
  • Деконструктивизм. С кон. 1980-х гг.
  • Динамическая архитектура. С нач. 21 века
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дизайн интерьера и ремонт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: