Арт деко — это сдержанность и роскошь в одном флаконе

Сегодня мы подготовили статью на тему: «арт деко — это сдержанность и роскошь в одном флаконе», а Анатолий Беляков подскажет вам нюансы и прокомментирует основные ошибки.

Арт Деко — это сдержанность и роскошь в одном флаконе

Зародился Арт Деко на рубеже XIX-XX веков. Это продукт смешения модерна и неоклассицизма. Главной отличительной особенностью интерьеров, выполненных в таком стиле, является излишнее великолепие. Скорее всего, с помощью Арт Деко дизайнеры бросили вызов послевоенной серости, присутствовавшей во всех сферах жизни. И только многочисленные достижения в науке и набирающая обороты промышленность дали возможность реализоваться новым идеям.

Стиль Арт Деко поистине детище XX века. Наложили на него свой отпечаток многие исторические события:

  • открытие гробницы великого Тутанхамона;
  • ставшие доступными сведения о Вавилоне, о культуре мексиканских Ацтеков;
  • повсеместная электрификация (наличие большого количества осветительных приборов – обязательное условие стиля);
  • американские небоскрёбы (образы уходящих в небо зданий отражены в перегородках, стенах, окнах и других объектах).

Одним из обязательных условий является наличие зигзагообразных линий. Такие элементы просматриваются в орнаментах декора и в способе кладки напольной или настенной плитки, который называется “ёлочка”.

Вторым важным элементом является изображение солнечных лучей (Sunburst). Проявляется этот образ как в прямом виде, так и в косвенном. Например, полосатость стен или спинок кресел и диванов – это всё солнечный Арт Деко.

Если объединить этот элемент с предыдущим, то получим самый главный мотив стиля: чередующиеся по длине лучи солнца.

Эта форма используется для дизайна спинок кресел, диванов и стульев. Сочетание трапеции со ступенчатостью и расходящимися лучами часто встречается в оформлении зеркал, дверей, окон и др.

Образ чередования белых и чёрных полос является своеобразной визитной карточкой стиля. К нему можно отнести часто используемые мотивы, имитирующие шкуру зебры или шахматную доску. Цвета не обязательно должны быть такими категоричными, можно использовать полосы из светлых и тёмных тонов одного колера.

В таких интерьерах часто используется обрамление для выразительности и контраста декоративных элементов.

Наряду с обычными отделочными материалами (алюминий, стекло, нержавеющая сталь) для оформления роскошных интерьеров используют и дорогостоящие: инкрустированное дерево, слоновую кость, натуральную кожу, в том числе шкуру зебры, каменные плитку и ванну, позолоченную сантехнику и т.п.

Общий фон помещений выполнен в светлых тонах. Отделка состоит из чередующегося чёрного и белого декора с добавлением элементов серебра и золота.

Наряду с палитрой натуральных материалов (кожи, камня, земли) используют в качестве единичных вкраплений благородные оттенки зелёного, голубого, бордового и красного цветов.

Позволить себе интерьер в стиле Арт Деко может далеко не каждый. Обычно это сдержанные респектабельные люди, а не творческая богема, привыкшая своё жильё-студию превращать в живописные картины, написанные яркими красками.

senart_artdeco

Всем известен аромат или, по крайней мере, флакон духов Arpege компании Lanvin, но скорее никто никогда не задумывался, что за этим флаконом кроется изящная история одного интерьера, который был создан для самой Jeanne Lanvin (Жанны Ланвин) одним очень талантливым декоратором Арманом-Альбертом Рато (Armand Albert Rateau). Вдохновленная мастерством и работой Альберта Рато, мадам Ланвин попросила его создать флакон для столь значимых для нее духов Arpege, вышедших в свет в 1927г. Эти духи, впрочем, как и все остальное, что делала и выпускала Жанна Ланвин, посвящалось самой большой в ее жизни любви, любви к дочери.

Будуар Jeanne Lanvin. 1925г. Дизайн Armand Albert Rateau.

Интерьер, который создал Арман-Альберт Рато, стал настоящим произведением искусства, и сегодня восстановлен и представлен парижским Музеем декоративного искусства (Musée des Arts Décoratifs).

Спальня Jeanne Lanvin. 1924-1925г. Дизайн Armand Albert Rateau.

Ради этой работы Альберт Рато отказался от участия в Международной выставки декоративного искусства 1925 года в Париже. А ведь многим художникам-дизайнерам, декораторам, эта выставка принесла успех и известность. Лишив себя возможности добиться широкого признания, Альберт Рато был вознагражден не менее значимым признанием – признанием самой мадам Ланвин. Она доверила ему оформление двух своих особняков, бутик и театр, а также поручила возглавить специально-созданный отдел по дизайну интерьеров в ее компании.

Спальня Jeanne Lanvin. 1924-1925г. Дизайн Armand Albert Rateau.

Около пяти лет велась работа по оформлению интерьера апартаментов, приобретенных Ланвин в 1920г., сначала вестибюль библиотеки, галерея, столовая (1921-1924), а затем спальня, ванная комната и кабинет (1924-1925). Поскольку интерьер создавался одним художником для другого, нужно было обладать особым талантом и чутьем, чтобы понимать, чувствовать и воплощать. В интерьерах, созданных Рато, очень тонко и изящно воплощено все то, что делала мадам Ланвин. Неслучайно выбран синий цвет спальни – оттенки синего цвета, особенно лавандово-голобые считались фирменным цветом Дома моды Lanvin того времени («le bleu Lanvin»). При декорировании спальни активно применяются ткани с белой шелковой вышивкой – визитная карточка мадам Ланвин. Ткани с вышивкой декорируют стены, из этой же ткани сшиты портьеры, которыми завешивают дверные проемы, шторы, балдахин и покрывало – такое количество ткани придают интерьеру уют и добавляют большей роскоши. Умение Альберта Рато сочетать стили, наполняя интерьер предметами из разных эпох, придает интерьер особую изысканность.

Нет тематического видео для этой статьи.

 

Спальня Jeanne Lanvin. 1924-1925г. Дизайн Armand Albert Rateau.

Особое внимание хочется обратить на интерьер ванной комнаты, где Рато совмещает отделку из дорогих материалов: мрамор, лепнина, антикварная бронза и строгий геометрический рисунок, такое сочетание представляет квинтэссенцию декоративного стиля Ар-деко.

Ванная комната Jeanne Lanvin. 1924-1925г. Дизайн Armand Albert Rateau.

Возвращаюсь к флакону духов Arpege, Альберто Рато создал флакон, который также строго соответствует господствующему в то время стилю Ар-деко. На фотографиях ванной комнаты в доме Ланвин видно, что нет иных аксессуаров, кроме того самого черного флакона.

Флакон духов Arpege Lanvin. Дизайн Armand Albert Rateau.

Armand Albert Rateau (1882-1938) талантливый художник, талантливый дизайнер, в то время его называли “Маэстро формы”, мебель, светильники, другие элементы интерьера с момента их создания становилась настоящими шедеврами. Сейчас эти шедевры буквально разлетаются из под молотка аукциона Christie’s цены исчисляются миллионами долларов, рекорд был поставлен в 2006 году, когда цена дошла до 4 млн. долл.

Бронзовый столик со столешницей из черного мрамора и основанием в виде четырех фазанов. 1920-1922.

Кресло из патинированной бронзы. 1920-1922.

Г де и как возник стиль ар-деко, кто его основал, был ли он в молодом Советском Союзе — разбираемся в хитросплетениях стиля вместе с Софьей Багдасаровой.

Ар-деко, что по-французски значит «декоративное искусство», — название художественного стиля, который царил в Европе и Америке после модерна, между двумя мировыми войнами. Причем царил в основном в промышленном дизайне — моде, украшениях, плакатах, фасадах, интерьерах, мебели. Происходило это, пока «большое искусство» той эпохи экспериментиро­вало с экспрессионизмом, абстракционизмом, конструктивизмом и прочими -измами, которые, безусловно, гениальны, только видеть их постоянно в своей квартире не каждый сможет. А вещи ар-деко предназначены именно для повседневной жизни — очень богатой, роскошной и вальяжной, но все-таки повседневной.

Эта вещь обязательно будет красивой — стильной, элегантной. Она сделана из материала с дорогой текстурой, но не кричаще роскошной, а просто ценной. Цвета будут сложных оттенков, черного — много. Нередко автор явно использовал линейку — но при этом умудрялся весьма изысканно скруглить все углы. Геометрические узоры строятся по тщательным пропорциям и умеют гипнотизировать. Еще зачастую есть вкрапления чего-то древнеегипетского или японского, но в каком-то странном дизайне: ар-деко любило перетолковывать экзотические культуры. (Кстати, «русская экзотика» тоже ценилась.) Нравился стилю и технический прогресс — поэтому тут и стилизованные поезда, летящие на огромной скорости, и винты самолетов и пароходов.

См. также:  Для чего нужен бизнес-план

Заметней всего ар-деко — в женской моде. В эпоху, когда царил этот стиль, женщины начали коротко стричься, окончательно освободились от жестких корсетов и кринолинов, талия то сползала на бедра, то задиралась под самую грудь, а юбка укоротилась до высоты совершенно неприличной, по мнению тех, кто помнил викторианскую мораль.

Создатели стиля — великие модельеры Поль Пуаре, Мариано Фортуни — цитировали кимоно, арабские тюрбаны и шаровары, античные хитоны и столы, средневековые плащи. Появились цельнокроеные вещи, везде были драпировки, тяжелые ткани, шик и блеск. В таких свободных вещах, расшитых переливающимся жемчугом, стеклярусом, стразами, бисером, было здорово танцевать новые бойкие танцы — фокстрот, чарльстон, танго. В общем, вспомним эпоху «Великого Гэтсби».

Фирмы Cartier и Van Cleef & Arpels, а также другие ювелирные дома в своих работах целенаправленно работали по принципам ар-деко. После текучих форм и поэтических цветочков эпохи модерн (он же ар-нуво) их ювелирные украшения казались кричащими и эпатирующими.

Легкая платина для оправ позволила драгоценностям отказаться от «тяжелого доспеха» — золота. Чистые геометрические формы, абстрактные узоры, новаторское сочетание зеленого и синего, контрастный подбор камней, например черный оникс и красный рубин, использование не граненых, а резных камней, а также вкрапление подлинных древних артефактов (египетских скарабеев и т. п.) — вот узнаваемые черты. Черный оникс вообще стал любимым камнем этого периода, в особенности в сочетании с бриллиантами. Их сопровождали яркими аккордами кораллов, лазуритов, нефритов, эмали.

Блестящий стиль ар-деко, конечно, глубоко «буржуазный». Это символ потерянного поколения, мода персонажей Фицджеральда, Хемингуэя (а также Вудхауса и довоенных книг Агаты Кристи). Молодому Советскому государству в ту эпоху было не до этого внешнего блеска. Впрочем, у них были «ревущие двадцатые», а у нас — нэп. Помните Эллочку Людоедку: «…сверкающая фотография изображала дочь американского миллиардера Вандербильда в вечернем платье. Там были меха и перья, шелк и жемчуг, легкость покроя необыкновенная и умопомрачительная прическа». Советские нэпманы в своих повадках, конечно, подражали свободному западному соседу, хотя официально это не одобрялось.

С другой стороны, отпечаток ар-деко заметен в одном из самых официальных искусств — архитектуре. Воздействие импортного стиля легко найти в сталинском классицизме: фотографии фрагментов московских высоток с некоторых ракурсов трудно отличить от видов довоенных манхэттенских небоскребов. Любовь ар-деко к геометризму, использование абстракций — все это легко усваивалось русскими мастерами на родине супрематизма. Уместным было и воспевание технических достижений человечества. Есть и более забавные приметы — помните, мы говорили об обращении ар-деко к египетским мотивам? Именно благодаря ему перед зданием МИДа на Арбате возникли обелиски-фонари, а сам подъезд здания стал похож на портал древнего храма. Этот же стиль находят в некоторых станциях московского метро («Кропоткинская», «Маяковская», «Аэропорт»), здании Российской государственной библиотеки и т. д.

 

Но гораздо весомее вклад, который внесли в развитие ар-деко русские эмигранты. Годами модные журналы Vogue и Harper’s Bazaar выходили под обложками, нарисованными Эрте, настоящее имя которого — Роман Петрович Тыртов. Его «Симфония в черном» — одна из ключевых работ стиля.

Художница-абстракционистка Соня Делоне, которая работала в модной индустрии, обогатила ар-деко красочностью и энергетикой, которую мы видели и у других «амазонок авангарда». Главная портретистка ар-деко, одна из немногих художников, которая сумела использовать этот стиль для станковых полотен, — Тамара Лемпицка, уроженка российского царства Польского, до революции жившая в Петербурге. (А вот главный скульптор эпохи Дмитрий Чипарус, несмотря на такое родное нам имя, — румын.) Наконец, Леон Бакст, оказавшись в эмиграции, помимо театра, успел поработать и в модной индустрии — явно в стиле ар-деко.

Историки искусства вообще пишут, что стиль ар-деко изначально был вдохновлен Русскими сезонами, которые потрясли парижский художественный мир в 1900-х. Так что — спасибо Дягилеву и за ар-деко!

Дизайн интерьера в стиле Арт-Деко в последнее время стал набирать популярность в домах самого различного типа. Представляя собой достаточно богато выглядящую «сборную солянку» различных деталей, особую страсть пробуждает в зажиточных женщинах благодаря своей необычности и утонченности. Тем не менее, стилю Арт-Деко присущ минимализм, и каждая из вышеупомянутых деталей должна быть уникальной и отлично сочетаемой с интерьером всей комнаты.

Цвета в дизайне интерьера достаточно контрастные. В то время, как покраска стен предпочтительно должна быть мягкой, однотонной и отрешенной, мебель, наоборот, должна быть темной, выделяющейся на фоне ненавязчивых стен. За счет этого данный стиль может считаться одним из самых удачных ответвлений эпохи Модерн, внесший как в дизайны интерьера, так и в искусство в целом неоценимый вклад.

Арт-Деко – одна из крайних ветвей модерного стиля. Появившись в тридцатых годах прошлого столетия, он представляет собой смешение множества направлений в искусстве: от ампира и до египетского искусства. Популярность начал набирать в Америке и странах Западной Европы и только со временем перешел на просторы постсоветского пространства. Название же свое он обрел благодаря парижской выставке в тысяча девятьсот двадцать пятом году, на которой он был представлен впервые. Сочетая в себе сдержанность и роскошь, он стремительно обрел популярность еще в первой половине двадцатого века и не теряет ее по сей день. Тем не менее, пик его популярности минул еще в конце сороковых годов, и теперь он спокойно применяется в разных случаях, не имея уже такого всеобщего масштаба.

Как и любой другой стиль интерьера – скажем, хай-тек, – Арт-Деко имеет ряд ключевых особенностей. Они состоят в следующем:

  1. Внутренняя отделка стен неброская, умеренная, нацелена на концентрацию внимания на самой мебели и декоре.
  2. Не несет перенасыщения деталями. Каждая из них должна быть элегантной и яркой.
  3. Арт-Деко не склонен к нагромождению мебели. Пресловутый минимализм – решающий фактор при расстановке диванов, стульев и столов.
  4. Поклейка обоев – редкость для данного стиля. Если же она встречается, то обои без рельефов и узоров, однотонны.

Ни для кого не секрет, что, как и любое другое искусство по типу живописи или скульптуры, отдельный дизайн интерьера также подойдет не ко всякой натуре. Представленный Арт-Деко придется по нраву следующим категориям людей:

  1. Утонченным натурам, ищущим искусство не только в стандартных его проявлениях, но и везде вокруг себя.
  2. Богатым людям, любителям роскоши и эксклюзивной мебели, желающим удивить свое окружение.
  3. Коллекционерам, знающим толк в различных направлениях и их соитии, а также понимающим истинную ценность уникальных вещей.

В заключение можно отметить, что интерьеры в стиле Арт-Деко поистине оценят только те, кто разбирается в различных течениях и направлениях модерна. Однако, даже без глубоких познаний в данной области, даже простой обыватель с первого взгляда поймет дороговизну каждого элемента комнаты, оформленной в стиле Арт-Деко. Создавай впечатление чего-то подобного на средневековые замки, Арт-Деко способствует появлению утонченности в поведении обладателей квартиры или дома в данном стиле.

Величественности и сдержанность в одном флаконе – вот основной лейтмотив стиля Арт-Деко, и порой бывает сложно угадать правильную пропорцию для оформления интерьера. Поэтому желающим получить дом в таком стиле стоит обратиться к специалисту в области дизайнов интерьера, так как самостоятельно создать идеальный шедевр сможет только истинный гений.

Стиль минимализм в дизайне интерьера предпочитают молодые люди. Он помогает сохранить свободное пространство и наполнить помещение воздухом и солнечным.

См. также:  Можно ли укладывать паркет на полы с подогревом

Если на данном этапе для вас является актуальным вопрос о том, какие существуют стили дизайна интерьера дома или квартиры – то сейчас самое время узнать.

Оформление мансарды обычно производится простыми материалами и без особенных дизайнерских изысков. Во многом это связано с тем, что этот архитектурный.

 

© 2012 – 2018 «Люкс Стандарт»
Строительство домов

Арт Деко — это сдержанность и роскошь в одном флаконе

Обзор Buro 24/7: выставка «Элегантность и роскошь ар-деко» в Музеях Кремля

Украшения Cartier и Van Cleef & Arpels и платья из Института костюма в Киото

Фото: Архивы пресс-службы музеев Московского Кремля / Коллекция Cartier / Коллекция Van Cleef & Arpels / Коллекция Института костюма Киото

В ыставка «Элегантность и роскошь ар-деко. Институт костюма Киото, ювелирные дома Cartier и Van Cleef & Arpels» в Музеях Московского Кремля продлится до 11 января 2017 года. Масштабная экспозиция — идеалы красоты, лучшие примеры моды, ювелирного искусства и графики эпохи — представлена в Одностолпной палате Патриаршего дворца и выставочном зале Успенской звонницы. Мы выяснили, почему ее нельзя пропустить.

«Честно говоря, казалось, что на иллюстрациях костюмы ар-деко красивее, чем в жизни», — говорит куратор выставки Светлана Амелёхина о графике в журнале «Жарден дю мод», который впоследствии лег в основу Vogue.

Художники парижских изданий черпали вдохновение в Востоке — японские гравюры XVIII—XIX веков впечатляли не только импрессионистов. Экзотика исторически нравилась европейской публике в самые разные эпохи, и 20—30-е — самые «безумные» годы прошлого столетия — не стали исключением.

Согласиться с заявлением куратора непросто: представленные на выставке платья и кимоно из Института костюма Киото ничуть не уступают иллюстрациям. Среди кутюрных экспонатов — не только костюмы французских реформаторов Коко Шанель и Поля Пуаре, но и расшитые бисером сумочки и бонбоньерки Cartier из агата.

Об эпохе ар-деко

Термин «ар-деко» впервые использовал Ле Корбюзье как сокращение от arts décoratifs — «декоративных искусств», показанных в Париже на Международной выставке 1925 года. Расцвет стиля приходится на межвоенное время: ар-деко сменил ар-нуво. Он сочетал в себе элементы разных направлений — от классицизма до шинуазри, увлечения Востоком.

Ар-деко воплощает радость жизни и красоту послевоенного времени — Les années folles, «безумных лет», пришедших на смену голоду и нищете. Время Хемингуэя и Фицджеральда, джаза и женской эмансипации в одежде приходится именно на 20—30-е годы.

Эстетика ар-деко — это праздник, который всегда с тобой, и балы из «Великого Гэтсби» — по большому счету последний крупный буржуазный по своему характеру стиль.

«Они много путешествовали, читали, были очень образованны и пытались все увиденное претворить в жизнь, соединить и посмотреть, что из этого получится. И получались шедевры», — говорит Амелёхина.

Высокая мода

Одним из завоеваний эпохи стали платья Поля Пуаре — прямого силуэта с заниженной линией талии, так любимые флэпперами — молодыми и независимыми девушками, курящими и носящими прическу «боб».

На смену им приходят robe de style — платья с узкой талией и пышной юбкой, которые ввела в моду Жанна Ланвен.

Не столь известные сейчас сестры Калло тяготели к более линейным силуэтам и вместе с тем не лишали свои наряды богатой отделки, за что эпоха получила еще одно название — «золотые 20-е».

«Все экспонаты интересны по-своему, но я бы хотел выделить именно это платье сестер Калло, — говорит Макото Ишизеки, куратор выставки от Института костюма Киото. — Несмотря на то что их ателье было в Париже, они вдохновлялись элементами разных мировых культур. В этом платье японские цветочные мотивы с сакурой соседствуют с богатой вышивкой жемчугом, которая пришла из России. В то артистичное время для моды не было границ».

Раскопки гробницы Тутанхамона в 1922 году положили начало повальному увлечению Египтом, в том числе и в одежде, что можно проследить в платье Мадлен Вионне.

Пальто реформатора, освободившего женщин от корсетов, Поля Пуаре вдохновлены русским балетом. «Голубое пальто с крыльями напоминает Умирающего Лебедя, а вот это — Ивана-Царевича из “Жар-птицы”», — описывает их Амелёхина.

Парадное придворное платье со шлейфом. Модный дом «Ворт», Франция, 1914 / Платье домашнее. Шелковый креп, шелк хабутай, вышивка. Япония, 1900-е

Вечернее платье. Модельер Мадлен Вионне (Vionnet) Франция, 1927 / Платье кружевное. Модный дом «Сестры Буэ» (Boué Souers), Франция, около 1923

Коктейльное платье. Модный дом «Сестры Калло» (Callot Soeurs), Франция, зима 1922

Вечернее пальто. Модельер Поль Пуаре (Paul Poiret), Франция, около 1925 / Вечернее пальто. Модельер Поль Пуаре (Paul Poiret), Франция, около 1925

Вечернее платье Chanel. Шелковый шармез, шелковый тюль, вышивка. Франция, около 1922 / Вечернее платье из серебряного ламе, вышивка серебром и бусинами. Модельер Поль Пуаре (Paul Poiret). Франция, около 1920

Платье «Сестры Буэ» (Boué Soеurs). Тафта, органди, шелковая лента, вышивка, аппликация. Франция, около 1923

Вечернее платье. Модельер Мадлен Вионне (Vionnet). Шелковый муслин с серебряными нитями ламе, тюль, бусины. Франция, около 1922 / Шелковое платье. Модельер Мадлен Вионне (Vionnet). Шелковый шармез, шелк хабутай, аппликация. Франция, около 1922

Вечернее платье Chanel. Шелковый шармез, шифон, тюль. Франция, около 1929 /Шаль Coudurier-Fructus-Descher. Узoрный шелк с золотыми и серебряными нитями ламе, шелковая бахрома. Лион, Франция, около 1925

Всего на выставке представлены более ста предметов, среди которых — вечерние платья и верхняя одежда, все — экспонаты Института костюма Киото. Он же во многом обязан своим созданием ретроспективе ар-деко в Нью-Йорке в 1973-м, которой в свое время вдохновился молодой Ямамото, уговорив будущего директора музея привезти выставку в Музей современного искусства в Киото. Спустя три года был открыт и Институт костюма Киото.

 

«Наша миссия — изучение западной моды, которая является источником вдохновения для моды современной. Поэтому в коллекции музея более 12 000 костюмов от XVII века и по нынешнюю эпоху, в том числе экземпляры от таких домов, как Chanel, Christian Dior, Louis Vuitton, более тысячи предметов Comme des Garçons, которые передала музею Рей Кавакубо», — говорит Макото Ишизеки, куратор выставки от Института костюма Киото.

Аксессуары и ювелирные украшения

Изменения во внешнем виде женщины повлекли за собой и появление новых аксессуаров — бонбоньерок и бандо для мальчишеских причесок. Менялась и обувь, дизайнеры начали использовать новые технологии.

«Это все новые материалы: целлулоид, стразы, металлические бусины. К разговору о палитре и диапазоне, который вобрал в себя ар-деко: мы все здесь видим — одни больше ассоциируются с классикой, другие — с восточными мотивами, с аллюзиями на японское искусство», — рассказывает куратор ювелирной части Лариса Пeшехонова о накладных каблуках для дамских туфель.

Еще одно новое завоевание эпохи — плоские бандо, инкрустированные бриллиантами, которые приходят на смену более традиционным диадемам. Впечатляет и колье-воротник Van Cleef & Arpels, раньше принадлежавшее египетской принцессе Фаизе, дочери египетского короля Фуада I. Несколько лет назад оно ушло с аукциона Christie’s за $ 4,2 млн.

«Это выдающееся колье — один из самых выразительных экспонатов ювелирной части экспозиции выставки и прекрасный образец модернистской эстетики стиля ар-деко. В нем использованы бриллианты самых разнообразных огранок, что создает потрясающую игру света и эффект радуги, а также 10 колумбийских изумрудов весом 165 карат. Это примечательный образец стиля белого ар-деко в ювелирном искусстве», — рассказывает Пешехонова.

Эпоха также вводит моду и на жемчуг, в том числе искусственный. Компании Cartier и Van Cleef использовали только натуральный жемчуг, но были и исключения. Самая занимательная история связана с именем великого модельерa Эльзы Скиапарелли.

См. также:  Правильно подбираем шторы в гостиную с балконом

Pассказывает куратор Лариса Пешехонова: «Скиапарелли принесла культивированный жемчуг в компанию Cartier, которая никогда не создавала украшения из таких материалов. Но известный модельер заказала браслет — и получилась роскошная вещь. Фермуар браслета как абстрактная скульптура, вырезанная из оникса. Тут также бриллианты разных форм, а багеты стоят ступеньками. Как это эффектно, по-модернистски выглядит, и в то же время это строгая классика. Какие бы геометрические абстрактные произведения ни создавались в компании Cartier, они все время классические, рафинированные, потому что Луи Картье был поклонником классики».

Арт-деко – “стиль звезд”, который впервые появился во Франции в двадцатых годах прошедшего века. Хотя он продолжал традиции стиля ар-нуво, очень сильно чувствуется влияние модернизма, кубизма, а также культурного наследия Африки и Древнего Египта. Арт-деко позаимствовал цветовую гамму у модерна и внес в стилистику конструктивизма. Самое большое распространение он получил в США, особенно в пафосном Голливуде, где интерпретировался в совершенно иное представление о шике. Страсть к архаичным культурам, нестандартным материалам – это все арт-деко, концепция которого не потеряла актуальности и в настоящее время.

После того как рост массового производства стал набирать обороты, незаметно этот стиль начал исчезать. Его стали воспринимать как что-то кричащее, поддельно-роскошное, кичливое и безвкусное. Окончательно он отошел во время Второй мировой войны. Однако почти через сто лет этот стиль снова стал популярен благодаря распространению графического дизайна и моде на особую атмосферу довоенного периода. В настоящее время арт-деко – стиль, который широко используется дизайнерами моды, ювелирных изделий и интерьеров.

Октябрь 13, 2016

Впервые в России в Одностолпной палате Патриаршего дворца и Выставочном зале Успенской звонницы Московского Кремля с 30 сентября 2016 по 11 января 2017 года проходит выставка «Элегантность и роскошь ар-деко. Институт костюма Киото, ювелирные дома Cartier и Van Cleef & Arpels».

Экспозиция уже вызвала немалый интерес, ведь она показывает, как в начале 20 века изменилась социокультурная роль женщины и как эпоха ар-деко объединила разные виды декоративных искусств. Первыми одежду и украшения как единый ансамбль представили Луи Картье и Жанна Ланвен в павильоне «Элегантность» на выставке Exposition Internationale des arts Décoratifs et Industriels Modernes. Она проходила в 1925 году в Париже, и именно после нее популярное и влиятельное течение ар-деко получило свое название.

Для текущей выставки Музеи Кремля избрали этот же способ демонстрации: 119 предметов из собрания Института костюма Киото (Япония) дополнены изысканными украшениями двух знаменитых ювелирных домов Cartier и Van Cleef & Arpels, а также 20 оригинальными эскизами и фотографиями из архивов Cartier. 58 драгоценных экспонатов представляют собой и первые произведения, выполненные в ранней стилистике ар-деко, и экстравагантные украшения более позднего периода: 34 предоставлены Cartier и 24 — Van Cleef & Arpels.

Если вы читали книгу о Van Cleef&Arpels «Сокровища и легенды» Венсана Мейлана, то видели на ее обложке колье с бриллиантами и 165 каратами каплевидных изумрудов, которое стало одним из ключевых экспонатов кремлевской выставки. Украшение было сделано в 1929 году из платины и драгоценных камней и когда-то принадлежало египетской принцессе Фаизе. В ноябре 2013 года оно было продано на аукционе Christie’s в Женеве за 4.2 миллиона долларов, а сейчас оно представлено в Кремле.

 

Помимо описанного выше колье, вы увидите невероятно красивые броши, браслеты, серьги, наручные и карманные часы, пудреницы, сумочки и прочие разнообразны атрибуты, которыми женщины 20-х годов подчеркивали свою красоту. В основе этих изделий, как и всех предметов ар-деко, лежат геометрические элементы и строгие линии, сочетающие в себе дух античной красоты и современного искусства. Они сформировались под влиянием культуры древней Греции, Африки и Египта и нашли отражение не только в предметах искусства и декоре, но и одежде, аксессуарах, о чем свидетельствуют наряды, привезенные из Института костюма Киото.

Институт входит в четверку лучших музеев моды в мире благодаря уникальной коллекции женского платья и аксессуаров лучших европейских фирм и модельеров первой трети XX века. Шанель, Ворт, Пуаре, Люсиль, Пакен, Сестры Калло, Ланвeн, Сестры Буе, Фортуни – чьи-то имена гремят и сейчас, а чьи-то давно забыты и могут стать новым открытием. Как бы там ни было, но именно они создали и развили направление ар-деко в одежде. Большая часть экспонатов специально была отреставрирована для проекта и впервые покинула Японию и пределы Института. Среди них вечерние платья и манто, танцевальные и коктейльные ансамбли, а также особая разновидность нарядных платьев эпохи ар-деко — «роб де стиль» (robe de style).

Об истории и стиле можно рассказывать бесконечно долго, но вся теория меркнет перед одним взглядом на вечернее пальто от Поля Пуаре с орнаментальной вышивкой золотой нитью и бисером на ярко-синем шелковом бархате или колье-воротник египетской принцессы Фаизы. Приглашаю вас в этом убедиться самостоятельно, посетив выставку до 11 января.

Чтобы проследить за развитием и появлением стиля Art Deco, необходимо начать с ярмарки в Париже в 1925 г. Международная выставка декоративного искусства продемонстрировала появление нового стиля, знаменуя развитие мировой промышленности и индустриального подхода к выражению стиля.

К стилю Art Deco причисляют, как правило, объекты создававшиеся приблизительно с 1925 года примерно до 1939 года, до того момента, когда Вторая мировая война охватила Европу, но Art Deco как стиль продолжил свое развитие в США в послевоенные годы, о чем свидетельствует дизайн создаваемых предметов 50-х годов. Art Deco оказал значительное воздействие на большинство областей дизайна, включая ювелирные изделия, скульптуру, мебель, изделия из стекла, графический дизайн и архитектуру.

На стиль Art Deco оказало влияние множество разных стилей и направлений, Ампир в сочетание с египетскими, греческими, римскими, восточными темами. В этом стиле нашел свое выражение как экспрессионизм, так и постимпрессионизм. Цвета также сложны и разнообразны, “. от ярких оттенков в духе балетов “Русских сезонов” до приглушенных тонов, предлагавшихся, в частности, монохроматической природой кубизма. ” (Сюзанна Стерноу, АРТ ДЕКО полеты художественной фантазии, Нью-Йорк, 1997г.). Если обратиться к архитектуре, то здания Chrysler Building и Empire State Building в Нью-Йорке как раз яркие примеры стиля Art Deco. Вершина небоскреба Крайслер Билдинг украшена одним из самых популярных декоративных элементов этого стиля египетский полукруг, символизирующий восходящее солнце.

Дизайнеры мебели используют такие материалы, как перламутр, акулья и змеиная кожа, золота и серебро, слоновую кость. Наследием Ар-нуво в мебели и отделке интерьеров Ар-деко было широкое применение металла, причем с традиционными для модерна кованным железом и бронзой все большее место стали занимать новые материалы – хромированная сталь и алюминий, холодный блеск которых соответствовал эстетике 1920-х – 1930-х годов. Простые, геометрические линии присущи дизайну Ар-деко, предметы были проще, чем у модерна, более упорядочены и более элегантны в своей простоте формы.

В период с 1920 до начала 1930-х был период контрастов от «кричащих 20х» до Великой депрессии и ее последствий. Стиль Art Deco предложил людям элегантную среду в прохладной сложности, используя пластик (бакелит) и металл в сочетании с экзотическими породами дерева. Новые возможности передвижения по миру, быстрые поезда и океанские лайнеры, делают дальние страны более доступными, развлечения и приключения становятся возможными более широкой публики, это тоже оказало свое влияние на стиль, одним из мотивов стиля Art Deco является морская направленность, что также находит свое выражение как при создании интерьеров, так и в дизайне отдельных предметов – форма, отделка, цвета, материал.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дизайн интерьера и ремонт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: